Зачатие двуногой

Евгений Сеньшин
28 августа 2006, 00:00
  Урал

На выборах 11 марта 2007 года в Тюменскую облдуму «Единая Россия» потеряет монополию в парламенте

Мое знакомство с областной партийной системой в Тюмени началось с забавной картинки. Подходя к офису «Единой России», я увидел у крыльца кучку тинэйджеров в панковском прикиде: цепи, шипастые напульсники, крашеные красным волосы. Может, рядом рок-клуб? Оказалось, отделение Российской коммунистической рабочей партии: офисы РКРП и ЕР расположены в одном здании. Подростки, члены «Авангарда Красной Молодежи “Трудовой России”» (АКМТР), митинговали против Александра Черепанова — местного лидера РКРП и единственного оппозиционного депутата в облдуме. АКМовцы считают его лжекоммунистом, лоббистом бизнесструктур, а он их — организацией, созданной ФСБ или областной администрацией. Значит, есть в области публичная политика, хотя по местным СМИ этого не скажешь.

Право налево

На «левом» фланге в Тюменской области, помимо РКРП (около 4,5 тыс. членов), действует Коммунистическая партия РФ (около 800 членов). Первая активнее. Ни в той, ни в другой объединить списки кандидатов возможности не видят. Хотя вполне осознают риск раздробить свой электорат и значительно снизить шансы пройти в думу. По словам местного лидера, РКРП собирается набрать не менее 7% голосов избирателей (сам Черепанов может переизбраться и по одномандатному округу, поскольку довольно популярен среди протестного электората). У КПРФ амбиций еще больше: 18 — 20%.

В области активизировалось отделение «Родины» (556 членов). Недавно его возглавил депутат Госдумы РФ Николай Павлов, проживающий в Москве. В интервью «ЭУ» он выдвинул внятную предвыборную повестку: преодоление демографического спада, трудоустройство молодежи, борьба с коррупцией, репатриация русскоязычных соотечественников на льготных условиях, противостояние нелегальной миграции. Но добавил: «В Тюменской области оппозиции работать трудно, потому что здешняя власть делает достаточно много для жителей». На выборах «Родина» собирается получить 30%. Но в связи с объявленным объединением «Родины» и Российской партии жизни (см. «Пусть кричат “уродина!”», «Эксперт» № 29 от 14.08.06) председатель совета регионального отделения РПЖ (порядка 400 членов) Альмира Павлова не исключает взятия и 40процентной планки.

Как бы оппозиция

На «правом» фланге с активностью и амбициями поскромнее. В июне тюменское «Яблоко» (517 членов) возглавил предприниматель Михаил Аверин. Он подчеркнул: «Вступать в конфликты с властью мы не будем, лучше договариваться». На мартовских выборах партия намерена взять 20%.

Сосед «яблочников» по демократическому лагерю Союз правых сил (около 400 членов) еще более лоялен власти. Председатель отделения, он же управляющий местным филиалом одного из банков, Дмитрий Уткин: «Критиковать областную власть мы не будем. Она работает по тем направлениям, которые приоритетны для СПС: коммунальное хозяйство, развитие бизнеса». На выборах СПС собирается взять 12%. Активная работа отделения начнется в сентябре-октябре. Ни в СПС, ни в «Яблоке» речи о едином списке кандидатов пока не шло.

Не против региональной власти и ЛДПР. «Мы как бы оппозиция, — заявил зампредседателя регионального отделения партии (780 членов) Владимир Сотников. — Но у нас такой же идеологический курс, как и у ЕР, — укрепление государственности». На мартовских выборах либерал-демократы претендуют на 20%.

Конец монополии

Областное законодательное собрание повысило для партий проходной барьер с 5 до 7%, из избирательных бюллетеней исключена графа «против всех». Если 7-процентный порог преодолеет только одна партия, выборы окажутся недействительными. Нужна как минимум еще одна. А с отменой графы «против всех» голоса протестного электората могут перетечь оппозиционерам. Каким? Вялость «правой» оппозиции склоняет к выводу, что к «левым». Конкретнее, с учетом перспективы раскола «красного» электората, — к союзу «Родины» и РПЖ.   

Недавно на сайте РПЖ (www.rpvita.ru) появилась стенограмма мартовской встречи замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова с депутатами Госдумы РФ от этой партии, где он заявил: «Нет у общества “второй ноги” — альтернативной крупной партии, на которую можно переступить, когда первая затекла. Это делает систему неустойчивой». Если эти слова — приглашение к действию, то в России скоро появится партия, призванная стать противовесом ЕР. Скорее всего, это и будет «Родина», объединившаяся с РПЖ: популярный бренд от первой, административный ресурс в лице лидера партии, спикера Совета Федерации Сергея Миронова, от второй.

В Тюменской области «Родина» имеет позиции посильнее, чем другие партии, не считая ЕР. Отделение возглавляет депутат Госдумы РФ, у ячейки хорошая финансовая поддержка: зампредседателя отделения — известный тюменский бизнесмен Владимир Пискайкин. Заметим: выборы пройдут по всей территории сложносоставного субъекта, в том числе в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. На мартовских выборах в Госдуму ЯНАО «Родина» набрала 14% голосов избирателей, обогнав КПРФ.

В югорский парламент партия не попала: ее список был снят с предвыборной гонки. Но по соцопросам, она могла набрать не менее 10%. Вероятно, оптимизм Альмиры Павловой имеет почву, хоть и бьет через край.

Тюменская бюрократия живет сегодня в состоянии политической монополии: членами ЕР являются и губернатор Владимир Якушев, и спикер заксобрания Сергей Корепанов, и глава Тюмени Сергей Сметанюк, а из 24 депутатов облдумы 17 — члены фракции ЕР, других фракций нет. Но «вторая нога» наступает, и с перспективой разрушения монополии, похоже, придется смириться. Впрочем, местные «единороссы», кажется, этого не боятся. Ведь они сами и по согласованию с федеральным партийным руководством приняли поправки, которые, возможно, сыграют на руку оппозиции.