
Елена Брагина, начальник управления по социальным вопросам компании «АВИСМА» (филиал ОАО «Корпорация ВСМПОАВИСМА»)
— Социальная ответственность — это в первую очередь прерогатива государства. Бизнес способствует решению социальных проблем путем уплаты налогов и выплаты достойного заработка. Попытка распространить на него правила, по которым действует в социальной сфере государство, неправильна. Социальная ответственность в сегодняшнем виде в какой-то степени представляет собой скрытый социальный налог. В идеале за бизнесом следует признавать меценатство. Но сегодня бизнес вынужден развивать социальную инфраструктуру в городе и предоставлять на этой базе качественные услуги. Причем сегодня люди не готовы за них платить. Поэтому многие социальные структуры не могут стать коммерческими. Замкнутый круг: работодатель выплачивает небольшую зарплату, но при этом считает ее достаточной, так как нагружен социальной инфраструктурой.

Валерий Савельев, президент финансово-промышленного холдинга AVS Group:
— В отдельных муниципалитетах руководство обращается с просьбами поддержать тот или иной проект. Он может быть совершенно невыгоден предприятию, но оно под давлением административного ресурса вынуждено его финансировать. Это можно оправдать, когда ситуация действительно кризисная, но если такие отношения входят в постоянную практику, это уже ненормально.

Виталий Недельский, генеральный директор Уральского турбинного завода:
— В странах с высоким уровнем налогообложения, например в Скандинавии, высокий уровень жизни, но местные компании постоянно шантажируют государственные органы уходом в другие зоны. Если бизнес перенапрячь, он начнет исчезать: либо физически переедет, либо его разрушат.

Армен Гарслян, председатель совета директоров химической компании ОАО «Метафракс»:
— Власти некоторых небольших городов считают, что градообразующие предприятия должны финансировать всё, включая подготовку к зиме муниципальных учреждений. Это точка зрения мне абсолютно непонятна. Существует городской бюджет, и эффективное распределение средств бюджета — как раз работа властей. А у нас получается, что бюджет все время кудато исчезает, и все городские мероприятия пытаются возложить на плечи крупного бизнеса. Во-первых, мы продвигаем своих людей во власть, потому что считаем, тот, кто пополняет бюджет, будет расходовать его разумно и эффективно. И, вовторых, мы не дистанцируемся от города и его проблем, участвуем во всех сферах жизни: образовании, культуре, медицине, религии.
Игорь Теущаков, директор Ассоциации «Налоги России»:

— Кто за что отвечает — это некий социальный компромисс между властью и бизнесом. На макроуровне решать должна власть, а как поступать в конкретной ситуации (и в рамках действующего законодательства) — бизнес. Власть может вмешиваться в бизнес только тогда, когда бизнес нарушает общепринятые нормы.
Александр Парамонов, управляющий Екатеринбургским филиалом Внешторгбанка:

— Все институты должны отвечать своему предназначению: бизнес — успешно вести дела и платить налоги, государство — эффективно их распределять (в том числе и на социальные нужды) и лишь отчасти стимулировать компании к дополнительным расходам на то, на что казны пока не хватает. Это закон. Если его не соблюдать, у нас не будет ни бизнеса, ни финансовой возможности оздоровить социальную среду. Есть много примеров европейских государств (Норвегия, Швеция, Финляндия), где за счет эффективной работы механизма налогов и дотаций, необходимость в социальных пожертвованиях сведена к минимуму.
Руслан Разуваев, коммерческий директор компании «Уральские мобильные сети»:

— Необходимо обозначить полюса. Для государства это в первую очередь национальные программы, направленные на широкие слои общества, для бизнеса — адресные мероприятия, направленные на конкретных людей.

Фарит Махмутов, генеральный директор КаменскУральского завода по обработке цветных металлов:
— Власти должны более комплексно оценивать социальную ответственность бизнеса. Неверно судить лишь по благотворительным вкладам или по тому, сколько средств компания выделила на развитие региона. Приоритет должен отдаваться оценке социально-экономических показателей в расчете на одного работающего. Важно учитывать и возможности предприятия в конкретной ситуации. Пока власти и бизнес не пришли к единому пониманию социальной ответственности и скоординированным действиям. Власти требуют от бизнеса максимальной открытости в части расходов и доходов. Но хотелось бы видеть такую же открытость со стороны бюджетов всех уровней.
Александр Першиков, старший вицепрезидент финансовой корпорации «Уралсиб»:
— Участие в социальных проектах приносит социальные и экономические выгоды обществу, для бизнеса это не только вопрос престижа. Однако чтобы он в них участвовал, государство должно создать понятные, а главное — неизменные правила. Только тогда это партнерство будет обоюдополезным и долгосрочным, а социальная ответственность перестанет восприниматься как тяжелая необходимость.
Наталия Беленко, заместитель генерального директора ОАО «ОГК1»:
— В России наконец-то закончился период дикого капитализма, и люди стали понимать важность социальной направленности бизнеса. Социальная политика — это ответственность перед будущим. Недостаточно просто вложить средства и получить прибыль. Инвестиции в этом направлении становятся инструментом улучшения менеджмента и репутации, управления нефинансовыми рисками. Например, затраты на обучение вернутся очень нескоро, но это вложения в благополучное завтра.
Александр Маструев, директор по персоналу и социальным программам ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»:
— Тратя деньги на социальные программы, компания создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли в будущем. Теперь забота о здоровье, получении образования, обеспечения жильем — то, чем уже много лет занимаются крупные компании на своем уровне, — возведена государством в ранг национальных проектов. Бизнес может показать пути их практической реализации, опробовать что-то на местах, поделиться опытом. Так, на опыт ММК в части реализации программы защиты материнства и детства обращают внимание федеральные власти.
Елена Стихина, заместитель генерального директора по рекламе и связям с общественностью пищевого комбината «Хороший вкус»:
— Когда наши предприятия выходили на рынок, казалось бы: какая благотворительность и социальная ответственность, надо раскрутить проект, выйти на определенные экономические показатели. Однако все равно приходилось думать, как вдохновить работников, как убедить покупателей приобретать именно нашу продукцию… Любой бизнес создан для зарабатывания денег, а не для облагораживания мира. Но бизнесмен не может во главу угла ставить только обогащение. Он волей-неволей начинает учитывать принципы, рамки и нормы общества.
Подготовила Елена Орлова