В начале 2007 года на дорогах Японии появилось DMV (Dual Mode Vehicle) — двухрежимное транспортное средство, способное передвигаться как по рельсам, так и по асфальтовым магистралям. Переключение режимов происходит за 10 — 15 секунд. С шоссе, на котором DMV может развивать 60 км/ч, агрегат в подготовленном месте въезжает на рельсы. Точно позиционироваться ему помогают горизонтальные направляющие ролики. За счет этого вида транспорта экономятся средства на создание инфраструктуры: для DMV необходимо строить только «точки входа» на рельсы.
В Париже широкое распространение получили движущиеся тротуары, описанные еще в XIX веке в романах Жюля Верна. Применяются в основном в метрополитенах и на вокзалах. Ширина — метр, пропускная способность — до 20 тыс. пассажиров в час, скорость 2 — 6 км/ч. В 20 — 40 раз снижают нагрузку на транспорт в часы пик за счет тех, кто передвигается на небольшие расстояния в рамках одного населенного пункта.
О планах. В США создан City Shuttle — автобус, под которым смогут двигаться легковые автомобили. Для этого уровень пола и остановок поднят на высоту более пяти метров. Четырехколесный «челнок» будет ездить по бетонным рельсам-желобам: 61 см в высоту, 46 см в ширину и 10 см в толщину. На перекрестках может поворачивать, выходя из колеи. Вытеснит с улиц трамваи и троллейбусы: помешают их провода. Главная сложность — обеспечение безопасности других участников движения.
В Голландии придумали Superbus — высокоскоростной автобус, движущийся по специально выделенной полосе со скоростью до 250 км/час. Такая скорость достигается за счет аэродинамики и мощных электродвигателей. Безопасность пассажиров обеспечивают электронные системы, использующиеся в авиации и космической промышленности. За препятствиями будет следить радар с радиусом действия более 300 метров. Автострада для Superbus будет поглощать тепловую энергию летом и выделять ее в холодное время года для предотвращения оледенения. Стоимость проезда на Superbus будет сравнима с традиционными видами транспорта. На поток автобус планируется поставить к 2015 году.
В Дании намерены создать сеть монорельсовых дорог, по которым будет двигаться общественный электротранспорт. Особенность в том, что часть трассы он пройдет по обычным дорогам, часть — по монорельсовому пути. Переход на рельс — на специальных устройствах. Вставшим на рельсы транспортом управлять не нужно (хотя при желании возможно): есть автоматическая система. Прогнозируемая скорость езды по рельсам — 120 км/ч.
Подготовил Роман Быков