Экономика плюс экология

Москва, 11.06.2007
«Эксперт Урал» №22 (285)
Венчурный фонд ВПК (Свердловская область) запустил опытную установку переработки отходов алюминиевого производства. Ее внедрение позволит повысить эффективность извлечения полезных металлов и улучшить экологическую обстановку

Руководство фонда называет приобретенную технологию уникальной: она позволяет перерабатывать до 98% красных шламов. Ученые обещают, что из 1 тонны отходов, загрязняющих окружающую среду, можно извлекать 200 — 250 кг сырья для производства окатышей, около полутонны продукта для выпуска цемента, 200 — 250 кг алюмосодержащей фракции и до центнера редкоземельных металлов.

В июне Фонд планирует разместить производство вблизи шламохранилища в Каменске-Уральском. Проектная мощность одной установки — 5 тонн в час, при суточной норме в 8 часов агрегат переработает за год 10,4 тыс. тонн отходов. На первом этапе предполагается извлекать сырье для производства алюминия (около 2 — 2,6 тыс. тонн) и окатышей (до 2,6 тыс. тонн), которое сейчас завозится из Украины и Казахстана. Срок окупаемости проекта — полгода.

— Техническое решение заключается в использовании магнитной сепарации, — рассказывает генеральный директор Венчурного фонда ВПК Андрей Шитик. — Эта технология не предусматривает создание на глиноземных заводах специализированных цехов утилизации шламов. Достаточно ввести несколько линий магнитного сепарирования.

Стоимость установки около 600 тыс. рублей, ее аналогов на рынке — 800 тыс. евро.

Новая технология менее энергоемка (используются сепараторы на постоянных магнитах) и более эффективна. «До 12 — 14% глинозема, сырья для производства алюминия, теряется сегодня вместе с красными шламами», — говорит заведующий лабораторией рассеянных редких металлов Института химии твердого тела УрО РАН Сергей Яценко. Кроме того, только в Свердловской области с отходами ежегодно выбрасывается 150 тонн скандия.

А этот редкоземельный металл очень ценен: алюминий с его добавлением становится почти в два раза прочнее, таким  сплавом фактически можно заменять сталь. Как утверждают ученые, в Европе до 80% стальных железнодорожных вагонов уже заменены на алюминиевые с добавкой скандия. В результате нагрузка на пути снизилась втрое, а грузоподъемность составов возросла.

Интересно, что технология позволяет извлекать полезные вещества выборочно: нужно только сменить тип магнитных сепараторов. Значит, можно реагировать на всплески конъюнктуры сырьевых рынков и «доставать» только нужные элементы.

Руководство фонда уверено: недостатка в сырье для переработки не будет. На территории Свердловской области накоплено около 300 млн тонн красных шламов. Шламовыми полями занято почти 900 гектаров. Только в Свердловской области с алюминиевых заводов ежегодно поступает около 3 млн тонн ядовитых отходов (содержание щелочи в шламах достигает 7 — 8 кг на кубометр). Чтобы переработать весь шлам, потребуется 70 подобных установок общей стоимостью 42 млн рублей. Это не так много для решения серьезной экологической проблемы.

У партнеров

    Реклама