Спрос на великих

3 декабря 2007, 00:00
  Урал

Если мы хотим создать новый тип экономики, нам нужны другие профессиональные менеджеры. Однако российские бизнес-школы не готовы ответить на новые вызовы, считает Валерий Катькало, декан Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета

— Очевидно, что в стране наблюдается кризис профессиональных менеджеров современного типа, причем в любой среде — бизнесе, секторе государственного управления, социальной сфере. Это ключевой фактор в вопросах повышения конкурентоспособности экономики.

Проблема в том, что мы имеем дело с совершенно другими ожиданиями, чем те, которые сложились в отношении профессиональных менеджеров 90-х годов. Тогда был спрос на людей с рыночным мышлением, сегодня же требуются управленцы, способные разрабатывать и внедрять успешные бизнес-модели в конкурентной среде, обладающие искусством создания не просто хороших, а по-настоящему великих компаний. Если бизнес не сможет разработать и поставить такую модель, у него просто нет будущего. К сожалению, многие наши бизнес-школы не в состоянии ответить на новые вызовы рынка. И в этой связи я согласен с теми претензиями, которые имеются со стороны общества к российскому бизнес-образованию.

Формально в России 90 школ имеют право реализовывать программы уровня MBA. Из них 55, получив разрешение, смогли начать реализацию этих программ. И только 6 — 7 из них реально отвечают серьезным требованиям рынка. Они продают программы МВА по цене 20 тыс. евро, и она далеко не самая высокая в европейской ценовой иерархии. Это говорит о том, что в стране очень низкая эластичность спроса, наши клиенты готовы платить за качественное образование, а предложение между тем очень слабое.

Мой тезис: российские бизнес-школы в основной массе остались в 90-х годах, они не отреагировали на требования рынка. У них по-прежнему крайне редко есть попечительские советы и серьезные международные партнеры. В российских бизнес-школах почти нет такого явления, как «профессиональные профессора», которые, возможно, никогда не создавали своих компаний, но путем консалтинга, путем исследований, смогли создать теории, по которым учатся менеджеры всего мира. К сожалению, у большинства школ нет и критической массы штатных преподавателей, как правило, это команды «знатоков», которые создаются «под программу». Мало кто из сегодняшних российских бизнес-школ может претендовать на сильные позиции в европейских и мировых рейтингах.

Чтобы удовлетворить спрос рынка, не стоит совершать ошибок, пытаясь сделать все по-своему. Это та сфера, где следует по максимуму использовать зарубежный опыт в организации и развитии бизнес-школ.