Safity не значит Security

22 сентября 2008, 00:00
  Урал

Переход от лицензирования к страхованию ответственности не может гарантировать повышение качества работы перевозчиков, считает заместитель начальника управления корпоративного обслуживания ОСАО «Ингосстрах» Сергей Закройщиков

— На первый взгляд, идея передачи страховщикам ряда контрольно-надзорных функций выглядит очень красиво. Но на деле рынок не всегда в состоянии все отрегулировать сам. Есть виды деятельности, потенциально опасные для жизни и здоровья не только потребителей услуг этих предприятий, но и персонала, других граждан и даже окружающей среды.

Во-первых, говоря о безопасности, нужно помнить, что этот термин имеет смысл не только safity, но и security, то есть необходимо обеспечивать не только безопасное функционирование лицензиатов с точки зрения выполнения технических, пожарных и прочих требований, но и соответствие требованиям защиты от внешних злоумышленных воздействий, включая риски терроризма. Страховщики принципиально не могут принять это на себя.

Во-вторых, страхование может компенсировать потери, однако не в силах предотвратить происшествия. Главный рычаг государственных контрольно-надзорных органов — лишение права оказывать соответствующую услугу путем приостановления или отзыва лицензии. Страховые компании таких рычагов не имеют. Более того, отказ продлить договор страхования не означает, что нарушитель не сможет приобрести полис у другого страховщика.

В-третьих, страховщики не имеют достаточного числа сотрудников необходимой квалификации для оценки степени и последствий нарушения лицензионных условий. Сегодня эти функции выполняют контрольно-надзорные органы за счет средств бюджета. Для определения уровня опасности деятельности лицензиата они вынуждены будут обращаться к специалистам, причем за плату, которая будет включена в стоимость страхования, что повысит его стоимость.