Давайте договариваться

17 ноября 2008, 00:00
  Урал

Малому бизнесу стоит запастись терпением, отказаться от амбициозных планов развития и по максимуму снизить существующую долговую нагрузку, убежден вице-президент УБ УРСА Банка Вадим Манин

— Вадим Викторович, вы согласны с тем, что финансовый кризис в меньшей степени затронет малый бизнес, чем крупный?

— Я категорически не разделяю эту точку зрения: малые предприятия живут не на отдельно взятой планете. Более того, часть из них встроена в хозяйственные цепочки крупных холдингов, в том числе металлургических и нефтегазовых, испытывающих сегодня серьезные проблемы. Естественно, это отразится на объемах заказов малым предприятиям.

— Какие сегменты малого предпринимательства, на ваш взгляд, находятся в зоне риска?

— Думаю, будет снижение оборотов в розничной торговле из-за уменьшения покупательной способности населения, уже сегодня на многих крупных предприятиях идет сокращение персонала и зарплат.

По этой же причине люди меньше станут пользоваться услугами не первой необходимости. На мой взгляд, возникнут проблемы у оптовой торговли и производителей продуктов питания, которые по сути бизнеса сильно завязаны на федеральные ритейловые сети. Последние, как известно, имеют довольно высокий объем долговой нагрузки и из-за невозможности рефинансирования могут задерживать расчеты. Соответственно малые предприятия сократят поставки товара, у них снизятся объемы продаж.

Предвижу снижение объемов грузовых и пассажирских перевозок: этот сектор всегда страдает в условиях стагнации в экономике.

В зоне повышенного риска находится строительный сектор, который в основном и состоит из малых предприятий: у нас серьезных строительных компаний — единицы, в основном строительная отрасль представляет собой набор небольших подрядных организаций. Еще один проблемный рынок — аренда офисной недвижимости. Многие предприниматели в свое время купили объекты, в том числе и на взятые в банках кредиты, и сейчас сдают их в аренду. Если помещение снимает сетевой ритейлер, то у арендатора, вероятнее всего, будут проблемы. Если парикмахерская или аптека — вряд ли. Но в любом случае арендные ставки будут падать, соответственно, арендодатели должны уже сейчас пересматривать доходную часть.

— Какую позицию по отношению к этим группам клиентов займут банки?

— Большинство банков уже скорректировали свою кредитную политику. Это выражается в том, что в основу будущей доходности некоторых видов бизнеса мы закладываем более консервативный вариант и тщательнее оцениваем риски такого клиента.

— Означает ли это удлинение сроков рассмотрения заявок и изменение бизнес-процедур в сегменте кредитования малого бизнеса в целом? 

— С точки зрения процедуры для клиента ничего не изменится. Речь идет о том, что банки будут добавлять дополнительные коэффициенты к таким анализируемым показателям, как собственный капитал заемщика, собственные оборотные средства, выручка, прибыль и так далее. В результате если раньше клиент мог рассчитывать на кредит в размере 10 млн рублей, то сегодня — только 7 млн рублей. Поэтому мы говорим многим клиентам: может быть, в некоторых случаях и не надо стремиться брать кредит на любых условиях, а просто отказаться, например, от открытия новой точки или производства. Надо, наконец, понять: привычные действия уже не будут приносить той отдачи, что раньше. Относительно легкий доступ к банковским кредитам, отсрочка поставщиков, доступ к преференциям властных структур — все это временно прекращено.

— Получается переубеждать?

— Не всегда. К сожалению, еще очень многие представители малого бизнеса не видят рисков и воспринимают такие доводы как отказ от предоставления кредита. Да не в этом дело: у нас есть и ресурсы, и продукты. Мы заинтересованы в сохранении бизнеса клиентов и совсем не хотим, чтобы они в результате переоценки собственных возможностей ушли с рынка. Поэтому нашим сотрудникам сегодня приходится тратить много времени на то, чтобы заставить малые предприятия проанализировать ситуацию, трезво посмотреть на реалии. Сейчас то время, когда нужно договариваться, а не пытаться противостоять и наращивать негатив. 

 — Что можно посоветовать малому бизнесу, какую модель поведения выбрать в кризисной ситуации?   

— Всем предпринимателям советую на время отложить амбициозные планы, разобраться с текущей ликвидностью, улучшить долговой портфель. Сегодня очень модно рассуждать о том, что на кризисе надо зарабатывать. Надо, если умеешь это делать. Если опыта нет, лучше его просто переждать. Банки точно не будут поддерживать клиентов, рассчитывающих на такой рост, они просто не захотят брать на себя такой кредитный риск.

А кто по-умному поведет себя сейчас и переживет кризис, сохранив то, что создано годами, обеспечит себе лояльность со стороны банков. Именно такого клиента они будут ценить в будущем. Грамотное бюджетирование сегодня — путь к росту завтра.