Градус волнения

Рынок крепкого алкоголя переживает последствия кризиса: потребительский спрос на дорогие водочные бренды падает, доля контрафактной продукции растет

Дистрибьютор алкогольной продукции ООО «Омега Спиритс» (Екатеринбург) намерен взыскать с челябинского подразделения ООО «Метро Кэш энд Керри» долг за поставку продукции в размере 1,19 млн рублей. По данным арбитражного суда Челябинской области, рассмотрение иска, начавшееся в феврале, было отложено на месяц. Тот же суд рассмотрел аналогичный иск от другого екатеринбургского дистрибьютора алкоголя — ООО «Уралторгсервис» на сумму более 300 тыс. рублей. Требования «Уралторгсервиса» удовлетворены. В арбитражном суде Свердловской области лежат еще два иска «Омега Спиритс» к подразделениям ООО «Метро Кэш энд Керри» в Екатеринбурге — на 7,7 млн рублей и 10,3 млн рублей соответственно. Судебные процессы характеризуют состояние алкогольного рынка: он стал очередным заложником кризиса.

Кредитный плен

Разумеется, сильнее пострадал тот, кто кредитовался сам и кредитовал других, например, за счет отсрочки платежа. Водочный рынок погряз в кредитах больше других. Закредитованы многие крупные и мелкие компании: перед тем как произвести водку, необходимо заранее заплатить акциз (около 40 рублей за бутылку) и получить марку. Затем готовый продукт поставить дистрибьютору. В результате оборот денег — никак не менее трех месяцев.

По мнению исполнительного директора ООО «Инвина-опт» (Екатеринбург, производство и продажа алкогольной продукции) Евгения Канторова, кризис гарантированно коснется всех звеньев существующей на рынке цепочки прохождения товара — от производителя до продавца. Что происходит сейчас? Вы предоставляете товарный кредит дистрибьюторам. Дистрибьютор, который не смог перекредитоваться в банке, естественно, не в состоянии заплатить вам. Оптовик, не получивший денег от розницы, также не может вернуть вам средства. В итоге накопившийся объем неплатежей приводит к срыву сроков уже ваших платежных обязательств перед контрагентами. А тут еще штрафные санкции догоняют.

По словам Александра Ессена, директора Сарапульского ликероводочного завода (Удмуртия), у многих розничных сетей, сидевших на кредитах, в условиях, когда заемные средства стали менее доступны, возник кризис неплатежей. Ликероводочные предприятия в свою очередь были вынуждены приостановить им отгрузку.

У производителей сегодня есть две стратегии работы с поставщиками: грузить как прежде или сократить производство. Первая позволит увеличить свою долю на рынке, но однозначно приведет к росту дебиторской задолженности. Вторая — более безопасный с финансовой точки зрения вариант. Однако после кризиса производитель может столкнуться с тем, что его место на рынке окажется занято более рисковыми игроками.

Водка дороже, потребитель беднее

Еще один эффект кризиса — рынок столкнулся со снижением потребительского спроса на дорогие водочные бренды и увеличением доли контрафакта. Формально в прошлом году практически на всех территориях УрФО производство алкоголя выросло в среднем на 5 — 20%. Так, предприятия Свердловской области выпустили 502,6 тыс. декалитров (дал) водки и ликероводочных изделий — на 23,8% больше, чем за 2007 год, сообщили в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Но такая картина сложилась только благодаря тому, что последние три-четыре месяца покупатели не сокращали потребление алкоголя, несмотря на уменьшение доходов.

А после праздников начался спад. Этому способствовал рост цен на спиртное. В 2009 году акцизная ставка на водку и коньяк увеличилась с 173,5 рублей до 190,8 рубля за литр чистого этилового спирта в готовой продукции. Таким образом, в «поллитрах» акциз вырос на 3 — 4 рубля. Если прибавить к этой сумме НДС и оптово-розничные наценки, получится, что цена на бутылку водки выросла примерно на 10 рублей. Минимальная цена на водку, озвученная первым вице-премьером Виктором Зубковым, составляет 85 рублей. Но это в прошлом году. А в этом с учетом того, что ставка акциза выросла, дешевле 95 рублей водка стоить не может.

По мнению начальника управления потребительского рынка министерства торговли Пермского края Сергея Ласточкина, ближе к лету минимальная стоимость одной бутылки водки емкостью 0,5 литра составит с учетом инфляции 100 рублей. В результате легальная 40-градусная водка будет вытесняться из розницы более дешевой «безакцизкой». По сведениям пермских производителей алкогольной продукции в 2009 году планируется снижение стоимости алкогольной продукции за счет потребительской тары, качество алкоголя при этом останется прежним.

Законопослушный производитель, который гарантирует качество, ограничен себестоимостью производства и ниже определенного уровня цены опустить не может. Уменьшение доходов населения ведет к снижению платежеспособного спроса — потребление смещается в сторону более дешевой и, что хуже всего, нелегальной продукции.

Сергей Ласточкин подчеркивает, что  контрафакт — это прежде всего не опасная водка, разлитая в подвалах из технического спирта, а в основном неучтенная продукция: по оценкам экспертов, потери федерального бюджета от недополученных акцизов составляют более 55 млрд рублей в год.

Эту проблему и другие вопросы предстоит решать новому ведомству — Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, созданной 31 декабря прошлого года.

Чудес не бывает

До сих пор полномочиями по регулированию отрасли были наделены сразу семь ведомств. Новую структуру возглавил гендиректор ФГУП «Росспиртпром» Игорь Чуян, запомнившийся игрокам рынка предложением снизить ставку акциза вдвое и ввести минимальную розничную цену на водку. Создание новой службы обсуждалось несколько лет и сдвинулось с мертвой точки только в 2006 году, да и то благодаря кризису в отрасли. Он, напомним, был спровоцирован неработающей Единой государственной автоматизированной информационной системой, призванной вытеснить нелегальное производство крепкого алкоголя. Тогда из-за несогласованности действий министерств и ведомств, а также из-за позднего принятия Госдумой поправок к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предприятия дважды, в январе и июле, останавливали производство.

Руководитель Уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф считает, что появление в отрасли единого регулирующего органа не гарантирует решения всех проблем:

— При разработке административных мер у нас всегда забывают об участниках рынка. Большинство нормативных актов оторвано от реальности. На бумаге законы выглядят красиво, но при этом абсолютно не предусматривают некий переходный период, необходимый производителям, дистрибьюторам и рознице, чтобы адаптироваться к новым условиям. Так было в 2006 году, когда при смене маркировки остался нереализованный товар. В марте новая служба представит предложения по регулированию рынка, по ним и станет понятно, насколько эффективно ведомство.

Передел рынка

Что будет с рынком в ближайшее время? Заявления о «гибели» дистрибьюторов не подтвердились. Сейчас рынок поделен между местными «Омега Групп», Уралторгсервис, Инвина-Опт, СЭКОМ. Более того, о выходе на него заявил ростовский дистрибьютор и производитель алкоголя ГК «Регата». Холдинг планирует открыть две дочерние компании в Екатеринбурге и Челябинске, которые сосредоточатся на дистрибуции брендов портфеля Баккарди — Мартини и продвижении собственных марок «Полярка», «Южная столица» и «Белая березка».

Пока рынок крепкого алкоголя, в отличие, например, от пивного, без дистрибьюторов обойтись не может. Многие производители пытались самостоятельно организовать сбыт, но ни одного крупного, которому удалось бы хорошо развернуться, в УрФО нет. Дмитрий Таф напомнил, что «Исток», например, даже потерял на этом определенную долю продаж: местные дистрибьюторы работают на рынке годами, имеют сложившуюся клиентскую базу, персонал и хорошую репутацию в розничных сетях.

По словам Евгения Канторова, кризис вряд ли уберет дистрибьютора из цепочки производитель — розница. Это связующее звено всегда будет присутствовать там, где нет массовых поставок от производителя. Выделенные команды крупных алкогольных компаний есть в крупных городах. Но даже им невыгодно везти пять ящиков водки в отдаленный город, этим выгодно заниматься тем, кто повезет сразу несколько наименований. Контролировать всю цепочку хорошо, но слишком дорого.

Финансовое положение производителей с начала кризиса значительно ухудшилось. Крупнейшие игроки российского водочного рынка теряют позиции — их вытесняют региональные производители. Возможный выход для них — продажа бизнеса, считают в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя (Москва). Новым консолидатором отрасли может стать, например, курганская компания «Реалко». Концерн начал переговоры о возможной покупке нескольких федеральных брендов и обсуждает варианты продажи ему заводов, владеющих региональными марками и сбытовой сетью.