Не так быстро

Русский бизнес
Москва, 22.03.2010
«Эксперт Урал» №11 (413)
Авторынок делает первые шаги к восстановлению: темпы падения постепенно замедляются. Но радоваться рано: дилерам предстоит пережить вторую волну кризиса, вызванную резким снижением доходов от автосервиса

У нас «девятка» 97-го года.  Хотим новую иномарку приобрести. Слышали про программу утилизации…

— Сертификаты принимаем, — отрезал заученной фразой менеджер автосалона. 

Так в середине марта, спустя неделю после запуска правительственной программы утилизации автомобилей, направленной на стимулирование продаж, мы ставим эксперимент в автоцентре. Декларировано: до 1 ноября 2010 года владелец машины старше десяти лет может отправить ее в утиль и получить сертификат на 50 тыс. рублей — бонус при покупке нового авто. Мы хотим понять, насколько дилеры готовы работать по программе.

— А можно мы прямо сейчас машину оставим?

— Пока не получится, куда мы ее денем. Нотариальная доверенность нужна, в ГАИ с учета снимать надо, да и к месту утилизации за отдельные деньги везти.

— Так по программе это же часть обязанностей дилера...

— Все пока сыровато. Езжайте на утилизацию, там сертификат дадут. Если сами не хотите, то звоните, узнавайте недели через две...

В автоцентре через дорогу посетителей, как и в первом, немного. Про программу знает только начальник отдела продаж:

— Машина, которую вы сейчас смотрите, в программе не участвует: ее из машинокомплектов собирают. Ваш вариант — модель в новом кузове, вот ее целиком в России будут производить. Но купить можно только летом. А сейчас вы можете утилизировать старое авто, а 50 тысяч будут использованы как первоначальный взнос.  Только вам предварительно придется отметку поставить, что начали с нами работать, а то в утилизации откажут.

Сотрудник автосалона подробно рассказывает схему действий. На ресепшене дают два адреса, но объяснить, как проехать к месту утилизации, даже примерно не могут, рекомендуют карту посмотреть. С информацией повезло больше, но ситуация в автосалоне та же: за неделю два-три обращения, схема не отработана, много нерешенных вопросов.

Проблемы, как всегда, упираются в основном во взаимодействие участников рынка, регулирующих органов. На круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал» в конце прошлого года, автодилеры высказали множество опасений: малая сумма бонуса, возможности для мошенничества, невовлеченность дилеров (см. «Никакого драйва», «Э-У» №1 — 2 от 18.01.10).  «Ожидаемый эффект — рост объема продаж. Но, к сожалению, он будет не таким, как хотелось бы. Трудозатраты при этом значительны, а маржинальная прибыль меньше. И еще, к примеру, в программе участвует Renault Logan — популярная модель, которую мы и так хорошо продаем. Работать по программе мы готовы, все внутренние процессы организованы. Но схема до сих пор не ясна: информация противоречива. Много вопросов к ГИБДД: какими должны быть формы договоров, нужно ли проводить сверку номеров и прочее. Есть определенные квоты, которые должны быть разделены между регионами и дилерами в каждом из них. Какие —  никто озвучить не может. А если я завтра продам 200 машин, когда я получу субсидию?», — перечисляет начальник отдела продаж компании Автомир Екатеринбург Андрей Михайлов.

По данным министерства промышленности и торговли РФ, в программе участвуют около полутора тысяч автосалонов из 74 регионов, на территории Большого Урала — 188 компаний с 221 автоцентрами, которые присутствуют во всех десяти субъектах. Лучше всего из иномарок в списке представлен концерн General Motors (34 автоцентра Chevrolet и Opel). Второй по охвату — Renault (19). Замыкают тройку Skoda, Ford и Volkswagen (по 15). Слабо представлена Toyota (9). В списке утилизаторов — 153 организации, на Урале — 14 пунктов, без специализированных предприятий пока остались Оренбургская область, ХМАО и ЯНАО.

Ожидается, что программа позволит увеличить объем продаж на 200 тыс. авто (около 13% от прогнозируемого в 2010 году). При этом в утиль отправится всего чуть более одного процента от общего числа машин старше десяти лет, зарегистрированных в российском автопарке. Впрочем, новая мера реально начнет работать не раньше чем через полгода и не окажет серьезного влияния на итоги-2010.

Программа льготного кредитования должна прибавить рынку еще 120 — 130 тыс. машин. Условия для покупателей остаются прежними, но уже в начале февраля ФАС выступило с предложением отменить порог стоимости авто (сейчас — 600 тыс. рублей). Вероятнее всего, в расчете на это к программе присоединился первый банк иностранного автопроизводителя — Тойота банк (концерн Toyota производит на территории России седан бизнес-класса Camry). Всего в списке участников программы — 104 кредитные организации. К слову,  сотрудник одного из двух посещенных нами автосалонов в разговоре о льготном кредитовании упомянул, что работают они только с одним банком.

Кризисные лидеры

Очевидно, что меры стимулирования спроса явно запоздали. Продажи в России упали на 49%: в 2009 году, по данным аналитического агентства «Автостат», куплено 1,47 млн легковых и легких коммерческих автомобилей на 30 млрд долларов в денежном эквиваленте. Иномарки откатились к показателям 2006 года — 1,02 млн авто (минус 52%). УрФО лидирует по провалу: продажи сократились на 62% и составили 83,5 тыс. новых иномарок, или 8,2% общероссийского рынка. Это пятое место среди федеральных округов.

Тройка крупнейших неизменна — Свердловская область, Тюменская область с округами и Башкортостан. Традиционно на Урале хорошие результаты показывают Chevrolet, Toyota, Hyundai. Сдал позиции Ford. Высокая динамика у Kia: по итогам 2009 года марка занимает второе место по объему продаж в Челябинске, третье — в Тюмени, в Уфе и Перми — в первой пятерке. Самые продаваемые модели в УрФО — Renault Logan, Ford Focus, Daewoo Nexia (в совокупности 11% от общего объема продаж иномарок в регионе). Примечательно, что популярностью на Урале пользуются Toyota Corolla (занимает четвертое место против 12-го по России) и Mitsubishi Lancer (шестое против 15-го), а народный любимец Chevrolet Lacetti — напротив, в региональном рейтинге ниже, чем в среднем по России (седьмое место против третьего).

Шаг к восстановлению

Итоги первых двух месяцев дают надежду на некоторое восстановление продаж в этом году: динамика в отличие от многих европейских стран по-прежнему отрицательна, но темпы падения замедляются. В январе-феврале в России продано 165,9 тыс. автомобилей, что на 34% меньше, чем годом раньше. По мнению экспертов АА «Автостат», российский авторынок уйдет в плюс уже в апреле-мае, причем на Урале динамика будет выше, чем в регионах, где продажи автомобилей пострадали в меньшей степени. Разброс прогнозов роста — от 2 до 15% по итогам года. В 2010 году будет продано 1,5 — 1,6 млн авто, на Урале — 130 — 140 тысяч.

Восстановление рынка связано в первую очередь с иномарками российского производства. Недаром их продажи в прошлом году сократились менее всего: минус 38%. Модели, собираемые в России, традиционно занимают верхние строчки рейтинга популярности. Иностранные автоконцерны рассчитывают на серьезный рост российского рынка и продолжают увеличивать производственные мощности на территории страны, вводить в производство новые модели. Далекоидущие планы у совместных предприятий отечественных и зарубежных производителей.

К примеру, «Автотор» (выпускает авто в партнерстве с BMW, Kia, General Motors) готов стать инвестором ИжАвто. «Сейчас ИжАвто хорошо законсервировано. Если ничего не делать, в этом положении предприятие может продержаться около двух лет, а потом постепенно начнет отмирать. Завод интересен, жалко, если это произойдет. Мы готовы инвестировать в развитие, но при условии, что 51% будет принадлежать нам, только так можно регулировать процесс. Мы планируем реализовать новый проект с нашим партнером: производство новой модели с совершенно новым оборудованием. От ответа Сбербанка зависит, будет ли он запущен «с нуля» в Калининграде, либо на существующих мощностях в Ижевске», — рассказывает PR-директор «Автотор Холдинг» Елена Шамаева. В середине марта руководство «Автотора» направило письмо с просьбой ускорить процесс рассмотрения. На момент подготовки статьи ответа не поступило. Ситуацию комментирует начальник отдела аналитики АА «Автостат» Андрей Топтун:

— Для «Автотора» это прекрасная возможность завладеть мощным производством полного цикла —  со сваркой и окраской. Сопоставимые суммы «Автотору» пришлось вложить бы при строительстве аналогичных заводов в Калининграде, чтобы не лишиться льгот по налогам. Там прекрасно понимают, что положение калининградского предприятия как резидента особой экономической зоны, дающее право на налоговые преференции, весьма зыбкое, и ИжАвто можно рассматривать как некий “страховой полис”.

Есть также интерес Hyundai-Kia: концерн предлагает продолжить на ИжАвто контрактную сборку уже выпускавшихся моделей Kia и Hyundai, а также организовать производство еще нескольких с последующей покупкой завода. 8 марта специалисты концерна провели технический аудит предприятия.

Новая мера реально начнет работать не раньше чем через полгода и не окажет серьезного влияния на итоги-2010

Не успели опомниться

Ценовые акции продолжительного действия и агрессивная маркетинговая политика, увеличение квот на более простые и, значит, дешевые модификации,  другие внутренние резервы помогут дилерам начать постепенно восстанавливать продажи. Неплохой опорой в кризисное время могут стать операции дилеров на вторичном рынке. «Как только начнется рост продаж новых автомобилей, будут более активно продаваться и подержанные автомобили. Спрос на автомобили с пробегом сейчас увеличивается, предложений стало меньше. Раньше было наоборот», — рассказывает генеральный директор холдинга «Автоленд» Константин Кудрявцев. По словам экспертов АА «Автостат», число регистраций подержанных автомобилей в ряде регионов России, особенно удаленных от центра, в три-пять раз превышает число регистраций новых машин. Но пока по отношению к trade-in дилеры настроены скептически и считают, что направление начнет развиваться не раньше следующего года.

Автомобильный рынок в 2010-м ждет второй удар, — резкое падение доходов автосервиса. Прошлогодний провал продаж повлечет за собой сокращение числа обращений по гарантии. Плюс ко всему закончится гарантия у большого количества машин, приобретенных на пике продаж: их владельцы наверняка предпочтут сэкономить и обратиться в независимый автосервис. А это значит, что 2010 год для дилеров станет едва ли не самым тяжелым за последнее время, и им еще предстоит серьезный поиск и использование любых резервов для выживания.

Таким образом, улучшение общей макроэкономической ситуации, господдержка, оживление автокредитования дают основу полагать, что первую кризисную волну автодилеры практически пережили. Докризисные показатели продаж еще далеки, тем не менее, некоторые позитивные сдвиги есть: темпы падения замедлились. Однако поводов для оптимизма немного.

Возрастная структура автопарка по состоянию на 01.01.2010, тыс. шт
Топ-10 наиболее продаваемых моделей иномарок в УрФО
Продажи новых иномарок в пяти крупнейших областных центрах региона
Продажи новых легковых и легких коммерческих авто на территории Большого Урала, шт.

У партнеров

    Реклама