Как попасть в Осаку

Тема недели
Москва, 15.11.2010
«Эксперт Урал» №45 (443)

Искренне удивляюсь людям, особенно из высшей школы, которые считают, что система образования у нас в реформе не нуждается. Мол, какой смысл вкладываться в модернизацию того, что и так успешно работает. Они мне напоминают знаменитую лягушку из Киото. Ту, что однажды подумала: «Жизнь уже подходит к концу, а я до сих пор не видела Осаку». Собралась она в путь, чтобы все-таки увидеть Осаку и сравнить ее с Киото. Но, устав взбираться по серпантину на высокую гору Тэннодзан, решила: с этой горы Осаку должно быть видно, и если та окажется похожей на Киото, она вернется домой. На вершине горы лягушка встала за задние лапки, вытянула, как могла, шею и постаралась рассмотреть город. «О, — подумала она, — как он похож на Киото: и дома, и кромка воды, и даже болото выглядят точно так же. Зачем же мне туда идти?». И лягушка вернулась домой, и до конца дней считала, что Осака точно такой же город, как и Киото, хотя Киото, конечно, лучше, потому что родной. Правда, смотрела она, как выяснилось, не вперед, а назад, а потому на Осаку даже не взглянула…

…Вернемся, однако, к образованию. Настройка высшей школы под потребности общества — процесс непрерывный: общество само постоянно меняется. Но чтобы движение не стало всем, а цель — ничем, хорошо бы с этой целью как следует определиться. Поэтому спрашивать нужно не о том, зачем нужны реформы, а как стать конкурентоспособнее.

Государство решило модернизировать высшее образование, начав с группы университетов, которым присвоило статус «ведущих». Их 36: два национальных (МГУ и СПбГУ), семь федеральных и 29 национальных исследовательских. В эти учреждения вливаются очень приличные средства. Посыл правильный. (Тот же Китай запустил этот процесс еще 15 лет назад, выделив 50 лучших университетов, которым была оказана финансовая и административная поддержка.) Задачи, вероятно, считаются очевидными: улучшить качество образования, активизировать исследовательскую работу. А цели? Что в приоритете: создание вузовской науки (ее продукт — инновационные технологии) или кадрового потенциала (здесь продукция — высококвалифицированные специалисты для экономики)? Совместить и то, и другое — это ж уметь надо. А с инструментами беда. Один из наиболее одиозных — приглашение иностранных ученых для создания современной исследовательской школы. Простите за сравнение, напоминает наем иностранного тренера в футбольную команду. Пусть подход к образованию и спорту у нас один. Но в любом случае начинать надо с низов: вкладываться в создание школ и стимулировать к деятельности свою талантливую молодежь. Зарубежный тренер, как и ученый, способен принести победу, но лишь на один сезон. А что дальше? Само намерение реформировать систему образования похвально, но давайте ставить вузам четкие цели и определять наиболее эффективные инструменты для их достижения. Иначе серьезные вливания в образование кончатся «распилом» денег.

Кстати, то, что лягушка не дошла до Осаки, не сделало ее несчастной: она и осуществила мечту, и пришла к выводу, что Киото лучше. Но хочется все-таки на Осаку посмотреть. 

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №45 (443) 15 ноября 2010
    Реформа образования
    Содержание:
    Эффект Левиафана

    Без выработки четких целей и эффективных инструментов повышения качества образования вливание средств в вузы-гиганты не гарантирует модернизации высшей школы

    Реклама