Провалились

Повестка дня
Москва, 06.12.2010
«Эксперт Урал» №48 (446)

Hовая крупная воронка образовалась на железнодорожных путях в районе Березников (Пермский край), парализовав движение грузовых и пассажирских поездов. Грунт начал проваливаться 25 ноября вблизи вокзала после того, как прошел грузовой состав с калийными удобрениями. Состав остановили, большую его часть путейцы успели убрать с путей, но один вагон все-таки попал в провал. К 1 декабря параметры воронки выросли до 54 метров в длину, 33 — в ширину, 20 — в глубину. Пассажирские составы приходится останавливать на станции Березники-Сортировочная, в 26 км от города: оттуда людей возят на автобусах.
Это второй провал грунта в районе за последние три года. Первый произошел в 2007 году, через десять месяцев после затопления одного из рудников Уралкалия соляными водами, прорвавшимися из старых выработок. Тогда комиссия Ростехнадзора назвала две причины затопления: геологическую (особенное строение рудника) и техногенную (отработанные шахты рудника, эксплуатировавшиеся в 1940-х годах, в отличие от других мест добычи, ничем не заполнялись). Первый провал существенно повредил железнодорожную колею и создал угрозу обрушения жилых домов. Для отселения людей был построен новый микрорайон, для восстановления грузовых и пассажирских перевозок — два временных обходных пути длиной 6 километров и 800 метров, а в декабре 2009 года — запущена новая ветка Яйва — Соликамск (53 км), огибающая всю территорию калийно-магниевых месторождений. Половину строительства этой дороги (6 млрд рублей), а также возведение временных веток оплатил Уралкалий,
1 млрд рублей внес «Сильвинит».
Очередной провал образовался как раз под новым 6-километровым участком дороги — в полукилометре от первого.
Ущерб от закрытия дороги для компаний незначителен: те 5% от общего объема производимой Уралкалием продукции, которые шли через него, предприятие теперь возит на автотранспорте до новой железнодорожной ветки. По ней же гонят составы «Сильвинит» и березниковский завод удобрений «Азот». Ущерб, который понесла от провала Свердловская железная дорога, еще не подсчитан. Известно, что помимо повреждения железнодорожного пути, была выведена из строя часть кабельной магистральной сигнализации и связи.
Не установлена до сих пор и причина образования воронки. Пока специалисты не связывают ЧП на железной дороге и аварию на Уралкалии. Ученые Горного института УрО РАН (Пермский край) и НИИ «Галургия» рассматривают две версии: естественно-природную (образовавшийся провал мог иметь карстовую природу) и техногенную (в 1957 году здесь велись разработки сильвинитовых пластов, что также могло привести к оседанию почвы).
Предварительно опасная зона ограничена 150 метрами вокруг провала. В нее вошли промышленная площадка Березниковского шахтостроительного управления и газопровод, питающий ТЭЦ-10. Как отмечает руководитель НИИ «Галургия» Аркадий Гринберг, исследования могут показать, что площадь потенциально опасной зоны значительно больше.
Движение до станции Березники железнодорожники решили возобновить 1 января, получив заверение ученых, что эксцессов на территории станции в ближайшее время не предвидится. Но калийщики предпочитают больше не пользоваться станцией и отправлять грузы в обход.
Жители Березников винят городские власти и ученых в неспособности предугадать дальнейшее развитие событий. Еще в 2007 году территория над старыми выработками была определена как зона риска, но не прошло и года, как по ней было возобновлено движение не только грузовых, но и пассажирского поездов. Тогда администрация города заверяла, что ситуация находится под контролем и провалы городу не грозят. Итоги комплексного наблюдения за аварийным рудником с 12 по 18 ноября также не выявили аномальных отклонений, вызванных техногенными причинами.  

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №48 (446) 6 декабря 2010
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Близорукий ситуативный филантроп

    Бюджеты на 2011 год сверстаны с нарочитым человеколюбием: вероятно, сказывается приближение выборов. Возможное негативное экономическое последствие такой направленности — всплеск инфляции

    Реклама