Трубный выбор

Вера Степанова
13 июня 2011, 00:00

Поволжские нефтехимики и местные власти хотели бы протянуть из Западной Сибири трубу для эффективного и более дешевого транспорта сырья. Но все будет зависеть от готовности государства оплатить проект

Bласти Башкортостана и Татарстана, а также большинство активных участников первого международного форума «Большая химия» (Уфа; 800 делегатов из 35 регионов России и руководителей компаний из 16 стран мира) предложили правительству РФ создать концессию для проектирования, строительства и обслуживания трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». По нему с севера Тюменской области предполагается поставлять широкие фракции легких углеводородов (ШФЛУ; этан, пропан, бутан) — сырье для нефтегазохимии. Мощность транспортной магистрали может достичь 8 млн тонн. Стоимость проекта власти республик оценивают в 90 — 110 млрд рублей. Основным инвестором предложено выступить правительству РФ.

Сырьевой голод

Республиканские правительства уже почти год проталкивают на федеральном уровне идею строительства продуктопровода, но лишь теперь этот вопрос вынесен на широкое обсуждение.

— В 2010 году импорт нефтехимической продукции высоких переделов в России достиг масштабов, влияющих на экономическую безопасность страны, — свыше 1 трлн рублей. Это половина российского рынка химической продукции. Для увеличения выпуска внутри страны необходимы новые мощности по производству базовых мономеров: пропилена, бутадиена, этилена. Причем дефицит последнего в России уже сегодня составляет более 1 млн тонн в год, — заострил проблему, открывая форум «Большая химия», и.о. премьер-министра республики Татарстан Равиль Муратов.

Задача перед российской промышленностью действительно стоит колоссальная: согласно проекту Плана развития нефтегазохимии РФ до 2030 года (прорабатывается Минэнерго РФ), за 20 лет производство этилена в стране должно вырасти почти в четыре раза (до 11,548 млн тонн), пропилена — в 4,5 раза (до 5,738 млн тонн). При этом на территории Башкирии и Татарстана уже в ближайшие четыре года инвесторы готовы построить дополнительные мощности почти на 2 млн тонн этилена в год. В перспективе для решения проблемы импортозамещения власти республик предлагают создать в Приволжском федеральном округе (ПФО) на базе существующих предприятий нефтехимический кластер. По оценкам правительства Башкирии, реализация проекта позволит увеличить ВВП округа на 650 — 700 млрд рублей. Однако, уверены власти обеих республик, чтобы реализовать «этиленовую» программу в ПФО, необходимо решить вопрос сырьевого обеспечения.

— В России сырье распределено неравномерно, — поясняет президент Башкирии Рустэм Хамитов. — В Сибири не знают, куда девать попутный нефтяной газ (ПНГ), в Поволжье заводы работают не на полную мощность из-за того, что им не хватает ШФЛУ, которые можно получать из ПНГ. И когда в одном месте мы имеем избыток, а в другом дефицит, какие могут быть варианты, кроме того, чтобы перенаправить избыток в дефицитный регион?

Глава республики особо отметил, что нефтехимические заводы Поволжья могут быть обеспечены сырьем на долгосрочную перспективу лишь благодаря строительству продуктопровода из Западной Сибири в Поволжье:

— Альтернативы ему нет. Железнодорожный транспорт или вывоз сырья из Казахстана не решат проблему на долгий срок. Если мы будем выполнять установку Стратегии-2020 на расширение производства продукции высокого передела, то рано или поздно железная дорога не выдержит растущего в Поволжье спроса на сырье. Казахстан демонстрирует намерение развивать собственную глубокую переработку, поэтому рассчитывать на длительные поставки сырья оттуда не стоит. А без гарантированной поставки сырья на предприятия Башкортостана и Татарстана, других субъектов РФ, нефтехимию развивать в регионе мы не сможем. Имея продуктопровод и гарантированные поставки сырья, мы привлечем инвестиции, построим новые современные производства, выполним поставленную государством задачу. Это будет полноценный химический кластер, а не только разговоры о нем.

План насыщения

На первом этапе мощность продуктопровода из Сибири в Поволжье, по словам министра экономического развития Башкирии Владимира Балабанова, должна составлять не менее 4 млн тонн, а при запуске второй очереди — 8 млн тонн в год. В правительстве республики отмечают, что это должно обеспечить потребности в ШФЛУ как его переработчиков на Туймазинском и Шкаповском ГПЗ (Башкортостан), ГПЗ в Альметьевске и центральной газофракционной установке в Нижнекамске (Татарстан), так и поволжских производителей этилена. При прокладке дополнительного ответвления трубопровода будут загружены и мощности Сибура в Чайковском Пермской области. Помимо повышения эффективности действующих нефтехимических производств появится возможность создания новых — вдоль продуктопровода.

Но ни один нефтехимический холдинг страны инвестиции в такой проект (власти Башкирии оценивают их в 90 — 100 млрд рублей) не потянет. Поэтому основной объем средств должен выделить федеральный бюджет. Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота считает, что предложение президента Башкирии «может быть реализовано с большей легкостью в рамках частно-государственного партнерства».

Участники форума, подписавшие резолюцию, предложили правительству стать основным учредителем компании-оператора продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». Доля его акций в концессии может составить 51%. Остальными акционерами концессии, согласно резолюции, должны стать правительства регионов, по территории которых будет проходить продуктопровод, а также компании, добывающие углеводороды и перерабатывающие их в ШФЛУ. Для обеспечения недискриминационного доступа к транспортной системе долю каждой компании предлагается ограничить 10%. Парламентарии Татарстана и Башкирии уже готовят текст соответствующего обращения к председателю правительства России Владимиру Путину.

Нужно отметить, что советские производственные планы предусматривали тесное сотрудничество сибирских месторождений и поволжских НПЗ: между регионами уже действовал продуктопровод мощностью 5,5 млн тонн легких углеводородов. Но в 1989 году на нем произошла катастрофа с человеческими жертвами, и восстанавливать его не стали. «Коридор, в котором лежал старый трубопровод, есть. Основные работы по отводу земель давно выполнены. На сегодняшний день нужно немного — почистить трассу и проложить трубу. Расчеты показывают, что новый трубопровод окупится в первый же год работы, максимум полтора», — уверен Рустэм Хамитов.

Из трубы в трубу

Продуктопровод — это действительно эффективный и быстрый способ обеспечения сырьем этиленовых комплексов в ПФО. Как отметил Владимир Балабанов, сегодня для снабжения текущего производства предприятия вынуждены «собирать» сырье из десятков источников. Для повышения конкурентоспособности им необходим один-два мощных источника сырья. Кроме того, по экспертным оценкам, транспортировка ШФЛУ по трубе должна быть как минимум на 30% дешевле, чем железнодорожным транспортом, сообщил генеральный директор «Газпром нефтехим Салават» Дамир Шавалеев. В то же время, по словам одного из участников форума, никто пока до конца не понимает стоимость самого трубопровода: «Представленные республиканскими властями расчеты оценочны. Причем вложения должны быть возвращены: расходы на проектирование и строительство возьмут на себя не только государство, но и частные инвесторы, те же поставщики ШФЛУ. А тарифы на прокачку могут оказаться неподъемными». И это только первыйн вопрос, который возник в ходе форума.

Второй — чьим сырьем наполнится продуктопровод. В Западной Сибири сегодня крупнейшим переработчиком попутного нефтяного газа (более 60%) и производителем ШФЛУ является нефтехимический холдинг Сибур. В 2010 году на его ГПЗ, а также на совместном с ТНК-ВР предприятии «Юграгазпереработка», произведено почти 4 млн тонн ШФЛУ. Еще чуть более 1,5 млн тонн пришлось на компании «Газпром переработка», ЛУКойл и Сургутнефтегаз. Но последние две не имеют доступа к трубопроводной системе для транспортировки ШФЛУ. А Сибур, уже имеющий мощности по переработке широких фракций (3,8 млн тонн), вынашивает планы расширения нефтехимического производства. В прошлом году компания начала проектирование нового продуктопровода от Южного Балыка до Тобольска. Здесь расположен один из его базовых нефтехимических комбинатов — «Тобольск-Нефтехим», мощность газофракционирующей установки (ЦГФУ) которого для переработки ШФЛУ уже увеличена почти вдвое. Его продукция потребуется строящемуся рядом комплексу полипропилена на 500 тыс. тонн в год. Кроме того, Сибур не исключает возможности строительства второй ЦГФУ для переработки 2,8 млн тонн ШФЛУ в год. А после 2016 года компания планирует создать здесь собственные пиролизные мощности. Эти проекты, как и инвестпроекты поволжских нефтехимиков, включены в прогнозный «План развития нефтегазохимии России до 2030 года», а предприятия и должны стать костяком Западно-Сибирского нефтегазохимического кластера наряду с Новоуренгойским газохимическим комплексом, который Газпром намерен запустить на Ямале в 2013 — 2014 годах.

Существенное изменение структуры производства ШФЛУ в Западной Сибири теоретически может быть связано с увеличением добычи в этом регионе жирного газа, насыщенного этан-пропан-бутовыми фракциями. По оценкам РАН, к 2030 году объем его извлечения здесь может вырасти до 175 млрд кубометров в год. Загвоздка в том, что действующие ГПЗ в Западной Сибири могут перерабатывать не более 22 млрд кубометров жирного газа, и для выделения дополнительного объема жирных фракций нужно строить большие газоперерабатывающие мощности. Их отсутствие уже приводит к тому, что этан не извлекается из газа валанжинских залежей, а просто уходит в трубу как топливо для энергоустановок. Прошедший недавно Ямальский международный газовый форум показал, что Газпром пока видит для себя наиболее актуальным сжатие жирного газа для его дальнейшей поставки в газотранспортную систему. Более того, Газпром вынашивает планы реализации проекта «ТрансВалГаз», который предусматривает транспортировку жирного газа по трубе из Западной Сибири в район Череповца, где уже совместно с Сибуром могут быть построены ГПЗ и крупнотоннажный химический комплекс для выпуска и экспорта полимеров. Запуск этих производств, согласно проекту генплана развития отрасли, может быть осуществлен в 2017 — 2020 годах.

Такое же экспортное направление имеет и проект продуктопровода «Хорда», предложенный совместно Сибуром и ТНК-ВР: вывоз этан-пропан-бутановой фракции с севера ЯНАО.

Таким образом, продуктопровод «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» имеет двух конкурентов, и каждый претендует на финансирование за счет средств федерального бюджета.

Счастье рядом

Понятно, что без госинвестиций и согласия поставщиков сырья продуктопровод не может быть построен, а даже в случае принятия положительного решения запустить трубу можно не раньше 2017 года. Президент Торгово-промышленной палаты Башкирии Юрий Пустовгаров признал, что если продуктопровода не будет, то без сырья Татарстан и Башкирия не останутся. В этом случае применим более «легкий вариант»: транспортировка ШФЛУ по железной дороге и увеличение поставок этана из Оренбурга.

Так, анонсируя проект увеличения производства этилена на «Газпром нефтехим Салават», его руководитель отметил, что предприятие сможет обеспечить себя сырьем в полном объеме еще до того, как продуктопровод появится: «Это, конечно, несколько дороже, но позволит нам не снижать темпы строительства новых производств». Есть информация, что Газпром уже подтвердил готовность увеличения поставок этана с Оренбургского ГПЗ c 3 до 5 млн тонн в год для снабжения нефтехимических предприятий Поволжья.

Проблема с обеспечением сырьем нового комплекса этилена мощностью 1 млн тонн в год в Нижнекамске также может быть решена. Во всяком случае, ранее власти Татарстана заявляли, что регион сможет позволить себе миллионник по этилену. 70% потребностей комплекса в прямогонном бензине смогут обеспечить «ТАИФ» и «Танеко», 30% загрузки придется на сжиженные фракции легких углеводородов, поступающие частично с месторождений «Татнефти» из Альметьевска. Недостающую часть Татарстан купит по рыночным ценам — у Новатэка, Газпрома, Сибура и доставит в Нижнекамск 18-атмо­сферными железнодорожными цистернами.

Таким образом, основные инвестпроекты расширения этиленовых мощностей в Поволжье сырьем обеспечены будут. Конечно, если в регионе не возникнут новые. В этом случае, не исключают участники рынка, поволжским нефтехимикам придется увеличить в структуре производства долю прямогонного бензина, сократив долю ШФЛУ. Только себестоимость его будет выше, чем у производителей, находящихся вблизи источников сырья. И здесь все зависит от того, какому направлению развития нефтехимического производства отдаст предпочтение правительство РФ. По предварительным оценкам, если будут реализованы все заявленные проекты производства полимеров в России, то к 2020 году внутренний спрос на них будет удовлетворен. Но сегодня государству предстоит сделать выбор между привлекательным для бюджета экспортом и гарантированным обеспечением сырьем нефтехимических мощностей Поволжья.