Треугольник доверия

Бизнес, власть и некоммерческий сектор в один голос утверждают, что самые эффективные социальные проекты — партнерские. Но в большинстве случаев по-прежнему предпочитают действовать самостоятельно

Эта публикация должна была увидеть свет год назад — по итогам первой волны исследования «Благотворительность на Урале», в рамках которой мы опрашивали бизнес (включая созданные им корпоративные фонды) и некорпоративные благотворительные фонды Урало-Западносибирского региона (см. «И себе, и людям», «Э-У» № 21 от 30.05.11; «Ответственность на троих», «Э-У» № 24 от 20.06.11). Но тогда от фондов мы получили всего пять анкет, и материал не вышел. Примечательно, что на конференции по итогам исследования бизнес упрекал некоммерческие организации (НО) в недостатке активности, а сами НО сетовали, что СМИ уделяют их сектору недостаточно внимания. Подведем итоги сейчас, на основании данных уже двух десятков анкет* и в преддверии второй региональной конференции по вопросам благотворительности.

Развитие НО: результаты и планы

Благотворительные фонды еще в большей степени, чем корпорации, ориентированы на помощь детям. Бюджет благотворительных программ 22 фондов, предоставивших анкеты, в 2011 году составил более 750 млн рублей, увеличившись за два года на 85%. Надо отметить, что 54% этой суммы приходится на городской благотворительный фонд Магнитогорска «Металлург», бюджет которого в свою очередь на 99% формируется за счет предприятий города.

Почти 70% средств идет на цели социальной поддержки и защиты. Еще по 11% — в сферы здравоохранения и медицины, досуга и спорта. Другой срез: 53% направляется детям с особыми потребностями и детям-инвалидам, 22% женщинам, 13% сиротам и 9% многодетным семьям.

Структура финансирования стабильна на протяжении нескольких лет: 85% частные пожертвования, 7% — корпоративные, 5% — госфинансирование, оставшиеся — гранты от НКО (пропорция без учета фонда «Металлург»). Привлечь средства от государства в 2011 году смогли четыре фонда из опрошенных: «Солнечные дети», ДИСпО-центр, «Аистенок», «Семья детям». Гранты от других российских НО выиграли «Семья детям», «Фонд имени В.Л. Засова», «Аистенок», челябинское отделение РДФ. От международных организаций — «Семья детям», «Аистенок», «Благо Дарю», «Солнечные дети».

Несмотря на кризис, в последние два года отмечены позитивные изменения — увеличение активности добровольцев, пожертвований частных лиц, объемов финансирования, штата сотрудников, числа благотворительных проектов и программ. В ближайшие два года также к ним добавятся усиление поддержки власти, расширение возможностей информирования о деятельности НО, размещение социальной рекламы.

Деньги бизнеса — в нужное русло

Бизнес стал активнее взаимодействовать с фондами, организовывать волонтерское участие своих сотрудников в их проектах. Но желание корпоративных доноров сделать все самим и напрямую остается самой серьезной претензией к ним со стороны НО. Для общества такая самостоятельность чревата тем, что ресурсы направляются не в нужное русло, корпорации действуют по шаблону. 

Руководитель фонда «Аистенок» (Екатеринбург) Лариса Лазарева рассказывает: «По подсчетам московских общественников, в Новый год на одного ребенка в детских домах приходится 234 кг конфет. Бесчисленные подарки детей расхолаживают, и по выходу их из стен детских домов мы в большинстве случаев получаем криминал, беспризорность и суицид». Анна Белокрыльцева, руководитель программ НО «Студио-Диалог» из цикла «Адреса милосердия» (выходят на «Радио России», «Маяк», «Голос России»), убеждена: «Вместо праздников и подарков для детей-сирот было бы эффективнее оказать помощь персоналу детского дома, содействовать организации социальных квартир, помочь в профориентации и получении качественного образования, вовлекать детей в волонтерские программы. Финансирование школ приемных родителей, организация и оплата семейного отдыха, дополнительных занятий и репетиторов, медицинской страховки были бы полезнее при устройстве детей в семьи, чем праздники для приемных семей и помощь в ремонте и обустройстве жилья».

Рука государства

Краеугольный камень развития сферы благотворительности — налогообложение. Необходимы отмена налогов на расходы фонда по самообеспечению, налогов для благотворителей и благополучателей, считают эксперты. Второй стимул — реализация социальных программ в партнерстве с НО. В 2012 году на поддержку некоммерческих организаций через субсидии регионам будет направлено 1,2 млрд рублей, в 2013 году — еще 1,8 миллиарда. Регионы же по конкурсу будут распределять их между НО. Доля бюджетного финансирования НО в России сейчас всего 5%, в Восточной Европе — 42%, в Западной — 53%. 

Опасения бизнеса и государства в части работы с НО понятны. Ежегодный анализ Центра исследований гражданского общества показывает, что их основная масса слаба: в трети организаций нет постоянных сотрудников, только у 36% — более десяти добровольцев, а четверть НО вообще их не привлекают. Гарантом надежности перед государством и международными организациями, а также проводниками лучших практик в сфере открытости, отчетности, привлечения волонтерства могут стать корпоративные благотворительные фонды. Полный список мер, необходимых для развития НО со стороны государства, содержится в докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в 2011 году.

Вовлечь граждан

В рейтинге стран по объему частной благотворительности (ежегодно составляется CAF) Россия поднялась в 2011 году на восемь позиций и занимает 130 место среди 153 стран. В эту сферу вовлечено 21% населения (на 3% больше, чем в 2010-м). Причем помощь популярнее пожертвований: их внесли только 5% населения, тогда как 23% работали волонтерами, 36% — сами помогали нуждающимся. Но общая сумма пожертвований в пользу НО выросла в 1,5 раза, а их количество — на 64%. Для дальнейшего вовлечения в частную благотворительность необходимы усилия по созданию удобных и прозрачных механизмов сбора средств и отчетности в благотворительных организациях. Вовлечению частных лиц будут способствовать разработка общероссийских благотворительных кампаний, считает президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова.

В конце июня будут подведены итоги региональной конференции и второй волны исследования «Благотворительность на Урале» касаемо корпоративной благотворительности. Приглашаем благотворительные фонды принять участие в исследовании сектора НО.