Фактор M&A

Сергей Ермак
25 июня 2012, 00:00
  Урал

Практически все компании среднего бизнеса на определенном этапе развития сталкиваются с необходимостью привлечения инвестиций для дальнейшего роста. Чтобы привлечь деньги, необходимо четко прогнозировать деятельность на пять лет и уметь хорошо себя подать, считает директор по сопровождению сделок слияний и поглощений компании PwC Дмитрий Левин

Дмитрий Левин

— Дмитрий, какие тренды были характерны для российского рынка слияний и поглощений в 2011 году?

— В 2011 году на российском рынке M&A совершено 238 сделок: эта цифра на 12% больше показателя 2010-го и почти на 45% — кризисного 2009-го. 

Свыше половины сделок (138) в 2011 году заключено между российскими компаниями, 59 раз иностранные фирмы приобретали долю в отечественном бизнесе, 41 раз — наоборот. Хотя такое деление условно: зачастую инвестиции с Кипра или, например, Британских Виргинских островов — это российские деньги, которые возвращаются в нашу экономику. Величина большинства сделок, совершенных в 2011 году, по нашим оценкам, не превышает 130 млн долларов, то есть как раз соответствует уровню малых и средних компаний...

— Какие инвесторы, на ваш взгляд, оптимальны для компаний среднего бизнеса?

— Все зависит от целей. Если владельцы бизнеса готовы его продать и уехать на южный берег Франции, им нужен стратегический инвестор — партнер, который приобретет контрольный пакет акций и под чье крыло перейдет управление компанией.

Если цель акционеров — развитие бизнеса, то необходимо привлекать финансовых инвесторов. Они становятся владельцами миноритарного пакета, операционные контроль и стратегическое управление остаются в руках у текущих акционеров и менеджмента, хотя и с необходимостью одобрения парт­нера по ключевым решениям.

Есть срединный вариант медленного вхождения в бизнес стратегического партнера (им, например, любят пользоваться японские инвесторы): компания сначала покупает миноритарный пакет, а через несколько лет реализует опцион и становится контролирующим акционером.   

Думаю, что в разрезе динамичных средних компаний внимание надо обратить на финансовых инвесторов, поскольку «газели» заинтересованы в быстром росте, а не в продаже бизнеса, и финансовые инвесторы ищут своих «газелей».

— При каких условиях финансовый инвестор готов вкладывать средства в российские средние компании?

— Первое — это внутренняя норма доходности не менее 30%, а лучше — 40 — 50%. Это особенно важно для фондов прямых инвестиций, управляющих средствами зарубежных инвесторов. Россия для них — очень высокорисковая страна. Сегодня они куда охотнее вкладываются в Китай, Бразилию или Индонезию.

Второе обязательное условие — ясно просматривающийся путь выхода инвестора из бизнеса через три-семь лет. Наиболее часто такой выход происходит путем продажи доли фонда «стратегу» или через IPO.

— Каковы ключевые факторы успеха сделки?

— Их несколько. Для начала это обоснованный и достаточно детальный бизнес-план на ближайшие пять лет. Также — качественный информационный меморандум, привлекательно описывающий компанию и обоснования для ее бизнес-плана. Вы должны показать инвестору, что пройти мимо вашего бизнеса будет самой большой ошибкой в его жизни.

Еще один фактор — юридическая и налоговая подготовка до сделки. Опять-таки, определяющее значение она имеет при привлечении иностранного партнера, который привык работать по определенным международным стандартам.

Немалую роль играет мотивация персонала. Сделка — огромная нагрузка на менеджмент. Нужно, чтобы он тратил время и силы на подготовку компании к продаже, для чего бывает важна дополнительная мотивация.

И последнее — необходимо устроить конкуренцию среди инвесторов. Простая истина: чем больше покупателей, тем выше цена. Если инвестор поймет, что в стремлении купить компанию он не одинок, ваша переговорная позиция значительно усилится.