Вздохните свободнее

Спецвыпуск
Москва, 17.03.2014
«Эксперт Урал» №12 (593)
На уральский рынок технических газов выходит один из крупнейших мировых игроков — американская корпорация Praxair. В компании уверены: в регионе есть все предпосылки для развития аутсорсинга поставок техгазов

В третьем квартале 2014 года корпорация Praxair планирует запустить на территории Нижнетагильского металлургического комбината (входит в холдинг Evraz) современное воздухоразделительное производство, чтобы обеспечивать предприятие кислородом, азотом и аргоном в объеме более 3 тыс. тонн в сутки. Согласно долгосрочному контракту, заключенному между партнерами в 2010 году, построенные здесь две новые воздухоразделительные установки (ВРУ) заменят устаревшие заводские мощности по производству промышленных газов, критически важных для обеспечения металлургического процесса. А для обеспечения бесперебойной работы комбината в случае остановки ВРУ на площадке предусмотрены два резервуара для хранения жидких криогенных продуктов объемом 1,5 тыс. куб. метров каждый.

Пока это лишь третий на Урале проект по схеме on-site supply (OSS), когда крупное промышленное предприятие, следуя общемировой тенденции, передает функции производства техгазов на своей площадке сторонней компании (см. подробнее «Разделить воздух» «Э-У» № 48 от 02.12.2013). Однако генеральный директор ООО «Праксэа Рус» («дочка» Praxair) Элдер Тейшейра уверен, что рынок OSS в нашей стране будет только расти.

— Почему вы считаете перспективным развитие аутсорсинга технических газов в России?

— Это неизбежно: большинство ВРУ в России достигли критичного возраста в 20 — 30 лет. Такое оборудование просто нуждается в замене. Но далеко не всегда промышленники готовы тратить на это деньги — чаще всего производство техгазов не является для них профильным бизнесом. Поэтому сейчас наступил очень хороший момент для развития рынка on-site проектов. Взяв на себя затраты на проектирование, строительство и обслуживание новых ВРУ, мы позволяем промышленникам сохранить средства для инвестиций в их основной бизнес. В результате выигрывают все.

— Во сколько вам обошлось производство в Нижнем Тагиле?

— Общий объем инвестиций — около 200 млн долларов. Это исключительно собственные средства. Сейчас идут последние работы по подготовке производства к запуску, мы формируем логистическое подразделение, создаем команду для расширения продаж технических газов по всему региону.

— Значит, не весь объем производимых на НТМК техгазов пойдет комбинату? Сколько вы вправе реализовать на местный рынок?

— Нельзя построить завод исключительно под одного клиента. НТМК — наш стратегический партнер, которому мы будем поставлять газ по трубе. Я не могу сказать, сколько конкретно будет потреблять металлургический комбинат, это конфиденциальная информация. Согласно классическому примеру on-site проекта, основной клиент потребляет до 90%, остальное уходит на рынок. Могу сказать, что в Свердловской области есть несколько мелких и средних потребителей, которые хотели бы закупать у нас излишки газа в цистернах или баллонах. Для этого нам и необходимо сформировать собственное логистическое подразделение и отдел продаж.

— Как быстро вы планируете окупить проект? В регионе уже присутствуют ваши конкуренты с собственным производством.

— Такие инвестиции быстро не возвращаются. Наши ожидания по окупаемости — от 8 до 10 лет. Поэтому и контракты с крупными клиентами, такими как НТМК, заключаются на длительный срок, порой до 15 лет.

— Будете ли вы развивать в регионе розницу и создавать собственные комплексы по заправке баллонов техгазами?

— Безусловно, стратегия нашего развития в Свердловской области подразумевает строительство заправочных станций для мелкооптовой и розничной торговли. В особой экономической зоне «Титановая долина» мы будем строить одну из таких заправочных станций. Она будет обслуживать резидентов ОЭЗ, саму Верхнюю Салду и клиентов, расположенных на тагильском направлении.

Не стойте на месте

— Среди ваших проектов в России лишь один связан с металлургией. Остальные главным образом обеспечивают химические производства. Почему?

— Для нас, конечно, важно знать, с предприятием какой отрасли мы имеем дело. Однако важнее сам проект, стабильность бизнеса нашего клиента и его стратегия долгосрочного развития. Мы ориентированы на потребителей кислорода, аргона, азота и других техгазов. На Урале начали с металлургии, так как эта отрасль — один из крупнейших потребителей технических газов. Но предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, стекольной и цементной отраслей промышленности нам также интересны. Перспективы для развития этого направления на Урале широки — помимо собственно металлургии здесь развиты производство сплавов и обработка металлов.

— А со стороны металлургов интерес есть? Экономическая ситуация заставляет их сокращать инвестиции.

— Интерес есть. Но дело в том, что подобные проекты очень масштабны — одно новое воздухоразделительное производство равноценно строительству завода. Чтобы решиться на реализацию такого проекта, нужно время. Кроме того, металлурги сегодня сокращают расходы, а наши установки могут обеспечить существенное снижение затрат в части энергопотребления. Ну и нельзя забывать: чтобы не стоять на месте, надо идти вперед — увеличивать производительность. Поэтому металлурги хоть и испытывают трудности, но все равно продолжают обновлять парк оборудования и развиваться.

Одна из целей реализации наших проектов — в рамках партнерских отношений постараться найти решения для увеличения производительности предприятий наших клиентов, а также для сокращения энергозатрат и накладных расходов при производстве конечного продукта. Если вернуться к проекту для НТМК, то запуск новых ВРУ позволит существенно, более чем на 30%, сократить затраты на электро­энергию для непрофильных видов деятельности комбината.   

Естественно, любой проект должен быть привлекателен для обеих сторон. Именно эта задача становится главной при проведении переговоров с потенциальными клиентами.

— Кто ваш следующий стратегический партнер на Урале, в каком направлении планируете развиваться?

— На Урале мы ведем переговоры с несколькими потенциальными заказчиками — ищем надежных партнеров, которые будут развиваться сами и позволят развиваться нам. Но это не означает, что мы ориентированы исключительно на крупные проекты, такие как НТМК. Мы стараемся развивать отношения и с более мелкими и средними клиентами, ведь технические газы широко востребованы не только в тяжелой промышленности, но и в медицине, косметологии, пищевой промышленности, при производстве электроники. Естественно, такие клиенты потребляют не так много, как НТМК, но это тоже очень важный сегмент рынка для поставок жидкой и баллонной продукции, который необходимо развивать.

Ищите выгоду

— С какими трудностями при реализации on-site проектов вам пришлось столкнуться? Известно, что жесткие российские требования, предъявляемые к промышленному строительству, часто приводят к существенному удорожанию проекта в сравнении с иностранными аналогами.

— Действительно, наши инвестиции в нижнетагильский проект несколько больше, чем в проекты подобного типа в других странах.

В России это уже наш четвертый проект. Нам удалось адаптировать наши проекты к российским стандартам, и мы продолжаем улучшать наши технологические процессы.

Но Россия по-прежнему является для нас одним из наиболее трудных регионов в части ведения строительства. Так, мы столкнулись со значительными проблемами при поиске и выборе компании, которая смогла бы организовать и качественно выполнить общестроительные работы в пределах определенной сметы. Также имели место бюрократические моменты с получением разрешительных документов, но мы их преодолели. Подключение к сетям — еще один сложный вопрос в ходе реализации каждого проекта.

— Нет желания построить в России собственное производство воздухоразделительного оборудования или основных его агрегатов, чтобы удешевить реализуемые здесь проекты, улучшить сервис?

— Никто из наших конкурентов не имеет здесь машиностроительных производств, кроме российского «Криогенмаша», разумеется. Praxair не видит в этом необходимости, так как последние 40 лет наша стратегия развития заключается не в продаже оборудования, а в создании производств по нашим собственным технологиям и из нашего оборудования. Эффективность, которую мы обеспечиваем для предприятий наших заказчиков, заключается не только в технологии наших установок, но и в упорядоченном подходе к вопросам эксплуатации и обслуживания, что значительно удешевляет стоимость поставок газов. Это осознанно выбранная стратегия, которая себя оправдала. Пока мы не видим причин ее менять. Продажа оборудования — это лишь разовая акция, тогда как нашей целью является создание долгосрочных парт­нерских отношений с заказчиком.

Прелесть аутсорсинговой схемы в том, что мы гарантируем поставку газа, а каким образом мы этого добьемся, клиента не волнует. Нам нет нужды держать здесь и собственное производство комплектующих, развивать широкую службу сервиса — мы производим установки Praxair уже давно, и знаем, как они работают.

— То есть вы не планируете создавать сеть машиностроительных заводов по всему миру?

— Таких планов нет. Мы будем искать площадки, на которых сможем качественно и экономически эффективно производить наше оборудование. Многие компании, как правило, располагают производство в Азии, чаще всего в Китае.

— Ваше тоже в Поднебесной?

— Уже нескольких десятков лет мы производим и собираем там большие узловые части нашего оборудования. Штат сотрудников состоит из опытных инженеров по контролю качества и инженеров-технологов. Такие стандарты используются нами по всему миру. Отмечу важное: даже при том, что мы импортировали основные элементы оборудования, мы все равно освоили 50% от общей стоимости проекта именно в России.

— Какую долю вы хотите занять на российском рынке техгазов?

— Местный рынок еще в самом начале развития, поэтому с запуском каждого нового проекта доли его игроков существенно меняются. Для сравнения: в Европе или США примерно 80 — 90% потребляемых промышленностью газов поставляется по системе аутсорсинга; в России — пока менее 30%. На наш взгляд, российский рынок — это великолепная возможность для инвестиций в этом направлении.

— Ваши конкуренты указывают, что в России сложно развивать рынок аутсорсинга техгазов: в стране есть пул промышленных гигантов, принципиально не желающих отдавать производство стратегически важного элемента сторонним поставщикам.

— Действительно, многие компании все еще хотят иметь собственные ВРУ. Но это вопрос времени и экономики. Мы можем гарантировать нашим заказчикам, что в следующие 10 — 20 лет уровень энергопотребления на их предприятиях останется на прежнем уровне. С течением времени эта выгода становится очевидной. Думаю, как только вырастет доверие к этому виду бизнеса, рынок аутсорсинга сделает скачок.  

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №12 (593) 17 марта 2014
    Кризис на Украине
    Содержание:
    Дух холодной войны

    Присоединение Крыма к России — уже не торг о будущем Украины, а, по сути, свершившийся факт. Дискутировать имеет смысл только о том, какие последствия можем получить мы и весь мир

    Реклама