Новые возможности для Арктики

Артем Коваленко
13 октября 2014, 00:00
  Урал

Северный широтный ход — серьезный толчок для развития Арктики и прежде всего Ямала, считает первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Ситников

Алексей Ситников

На международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» в сентябре Ямал представил проект развития Северного широтного хода. Он пройдет по центральной части ЯНАО и войдет в состав транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны России. Новая магистраль объединит два исторически сложившихся транспортных района — западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось — река Обь с подходящей к ней в районе города Лабытнанги веткой Северной железной дороги. Восточный район сложился за счет использования железнодорожного направления Свердловской железной дороги от Нового Уренгоя до Тюмени и средних по размерам рек Надым, Пур и Таз. Предварительные расчеты говорят, что на перевалку в многопрофильный морской порт Сабетта (ЯНАО) по Северному широтному ходу ежегодно будет поступать более 50 млн тонн жидких углеводородов Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана. Первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников убежден, что проект послужит активизации Севморпути в интересах всей России.

— Алексей Викторович, слабая транспортная схема Севера России — одна из ключевых его проблем. Сможет ли проект Северного широтного хода разом решить несколько принципиальных индустриально-социальных проблем, мешающих полноценному развитию центральной части российской Арктики?

— Северный широтный ход обеспечит постоянную связь с Большой землей, соединит Северную и Свердловскую железные дороги. А полярная магистраль Обская — Салехард — Надым — Коротчаево откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам. Это в свою очередь даст совершенно новые возможности, как итог — повысит транспортную безопасность Ямала и России в целом.

— Главная задача магистрали — доставка грузов?

— Конечно. Все знают, что основным грузом на полуострове является углеводородное сырье. Оно используется в том числе для выработки высококачественного топлива: бензина и авиационного керосина. Сегодня эта продукция буквально ползет в цистернах по Свердловской железной дороге. Что будет завтра, когда перевозки достигнут пика? Мы не можем позволить себе пускать продукт по задыхающимся магистралям со скоростью 18 — 20 км в час. Это лишняя трата и денег, и времени. Страдают не только потребители ямальских ресурсов, но в первую очередь сами ямальцы. Нам приходится «завязывать» все поставки на сроки навигации.
А северная природа может преподнести неприятный сюрприз и сковать реки, например, на несколько недель раньше. И тогда все составленные графики и планы идут прахом. Кроме того, навигация — это пара месяцев в году, и организаторы северного завоза — настоящие экстремалы.

— Есть месторождения, нерентабельные сегодня из-за отсутствия транспортной инфраструктуры?

— Логично предположить, что после появления Северного широтного хода недропользователи охотнее станут разрабатывать нерентабельные сегодня месторождения. Железная дорога — единственный вид транспорта, который гарантирует доставку грузов в срок, вне зависимости от погодных условий и пробок.

Многие предприятия не могут выйти на запланированную мощность. Почему? Потому что мы не можем «вытащить» продукцию за пределы нашего региона.

После запуска Северного широтного хода все эти проблемы могут быть сняты. Предприятия получат короткий и гарантированный выход в западные регионы России и на международный рынок. Наши промышленники, которые, скажем, производят щебень в районе Полярного Урала, смогут его спокойно привезти в другую часть округа — в Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым. Сегодня это нереально, и единственный выход — заказывать продукцию на предприятиях Урала и везти по все той же загруженной под завязку железной дороге и по более высокой цене.

— Какова роль конечной точки Северного широтного хода — Сабетты?

— Это уникальный порт, который открывает выход на Севморпуть. Сырье со всей России может дойти до Сабетты, а потом пойти по Севморпути в любую точку мира. Обслуживание Ямал СПГ — это раз. Два: Сабетта станет отправной точкой для грузов с Урала, из Сибири и Поволжья. Компании, идущие Северным морским путем, смогут сэкономить на транспортировке до 30% средств. Это уже на деле продемонстрировали предприниматели, отправив коммерческий груз по маршруту Тюмень — Сабетта — Китай.