Осторожный оптимизм

Ирина Перечнева
12 сентября 2016, 00:00
  Урал

На региональном рынке лизинга прекратилось падение. Небольшое изменение в структуре спроса, восстановление банковского фондирования и госпрограммы создали новый эмоциональный фон

Фото: Елена Елисеева

В первом полугодии этого года объем нового бизнеса участников исследования «Эксперт РА» вырос на 16%. Напомним, что за 2015 год рынок лизинга просел на 22%, за 2014-й — на 13%.

— Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива: большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году, — вторят авторы отраслевого обзора, выполненного аналитическим агентством НАФИ.

Чуть выше ожиданий

Опрос, проведенный нами среди участников рынка Урала и Западной Сибири, отчасти подтверждает эти выводы.

— За шесть месяцев этого года мы заключили сделок на 92,2 млн рублей, год назад за это же время было подписано сделок на 6 млн рублей, — приводит динамику руководитель пермского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Сергей Цинкевич.

Заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Уральскому региону Вадим Константинов тренд подтверждает:

— Объем инвестиций «Сименс Финанс» на Урале на 50% выше, чем в прошлом году, а мы в бюджет закладывали прирост примерно на 20%. Профинансировали больше проектов, в том числе и те, которые откладывались нашими клиентами с 2015 года. Рубль стал стабильнее, деньги — дешевле, клиенты смогли просчитать экономику проектов, в результате спрос на лизинговое финансирование вырос.

— По итогам первого полугодия-2016 финансовые показатели «Балтийского лизинга» продемонстрировали положительную динамику. Так, объем нового бизнеса превысил 10,7 млрд рублей (по стоимости имущества без НДС), что на 30% больше аналогичного показателя 2015 года. Данные результаты в большей степени подтвердили и наши прогнозы относительно развития лизингового рынка в 2016 году: рынок начал медленное восстановление после кризисного шока, — рассказывает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков.

Определенный вклад в оживление вносит и заморозка банковского кредитования. Опрошенные руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать лизинговый бизнес, констатирует НАФИ.

Дело техники

Статистику федеральных исследований по лизингу формируют специфичные сегменты — подвижной состав и авиатехника.

В отношении этих предметов лизинга НАФИ высказывает следующие предположения:

— В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения. Рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, а также в связи с банкротствами авиаперевозчиков и туроператоров, закрытием ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной и авиатехники.

Участники региональных исследований — это, как правило, розничные операторы, ориентированные на малый и средний бизнес (МСБ; его доля в структуре их клиентской базы доходит до 80%), спрос на услуги лизинга здесь определяют другие факторы.

— Малое и среднее предпринимательство — основной потребитель лизинговых услуг, оно постоянно испытывает потребность в обновлении основных фондов. Например, степень износа парка коммерческого транспорта в России по некоторым данным приближается к 50%, при этом от возможности эксплуатации автомобилей зависит ежедневная прибыль многих бизнесов. Лизинг позволяет приобрести транспорт и оборудование на комфортных финансовых условиях, — говорит директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE Юлия Тарасова.

Сохраняется устойчивый спрос на металлообрабатывающие станки, энергетическое оборудование. Восстановился спрос на спецтехнику. В то же время строительный сектор чувствует себя не очень уверенно. «Мы продолжаем финансировать строительную отрасль, но делаем это избирательно», — делится Вадим Константинов.

Руководитель тюменского представительства ООО «Эксперт-лизинг» Юрий Чешков также отмечает, что в связи со значительным ростом курса валют востребованными объектами лизинга стали грузовики и спецтехника отечественных производителей.

Транспортное плечо государства

Еще один драйвер спроса в регионе — инфраструктурные проекты, реализуемые за счет государственного финансирования. По словам Юлии Тарасовой, подрядчики и субподрядчики этих работ активно используют лизинговые механизмы для приобретения как «штучных» дорогостоящих предметов лизинга, так и целых парков спецтехники и автомобилей.

Сработали и меры поддержки экономики, частично распространившиеся на лизинг.

— Сегмент легкового и легкого коммерческого автотранспорта в «Балтийском лизинге» вырос почти на 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Новый бизнес в сегменте грузового транспорта увеличился на 36%, объем нового бизнеса по сельхозтехнике в портфеле компании — почти вдвое. То есть наибольший рост продемонстрировали сегменты, на которые распространяются государственные программы субсидирования покупки техники или оборудования. Это отечественный автопром, сельское хозяйство, — указывает Андрей Волков.

Участники рынка позитивно отзываются об антикризисной программе помощи отечественному автопрому. По этой программе, Минпромторг субсидирует лизинговым компаниям до 10% стоимости предмета лизинга на транспортные средства, произведенные на территории РФ. На реализацию этой опции из бюджета ушло 10 млрд рублей, по данным Минпромторга РФ, на условиях льготного лизинга реализовано более 50 тыс. автомобилей.

— Запущенная в прошлом году программа льготного лизинга автомобилей отечественной сборки стала большим событием для рынка автолизинга, — подтверждает Юлия Тарасова. — Условия программы выгодны и лизингополучателям, приобретающим необходимый для бизнеса транспорт с 10-процентной скидкой, и лизинговым компаниям, получившим дополнительное количество договоров. CARCADE является одним из лидеров программы: в 2015 — 2016 годах мы передали клиентам более 2,3 тыс. автомобилей на условиях гос­программы, обеспечив им экономию около 300 млн рублей за счет скидок.

На данный момент реализация программы завершена, так как весь лимит скидок лизинговыми компаниями выбран.

Снижение затрат лизингодателей, а значит, и рост спроса обеспечивают также программы поддержки малого и среднего бизнеса на уровне регионов. Эти программы предусматривают компенсацию части расходов лизингополучателей на аванс.

Кроме того, в этом году на федеральном уровне анонсировано еще две программы, дающие спросу дополнительные стимулы. Это специальные продукты от МСП Банка в виде льготных кредитных линий лизинговым компаниям для финансирования сделок субъектов МСБ по приобретению в лизинг оборудования и техники. Лизинговая компания, получившая статус парт­нера такой программы, может рассчитывать на кредит от МСП Банка в размере до 80% от стоимости предмета лизинга под 10% годовых.

Запустил специальную программу и Фонд развития промышленности: «Лизинговые проекты» предполагают предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям для приобретения оборудования в лизинг. Сумма займа — от 5 до 250 млн рублей при минимальном общем бюджете проекта 20 млн рублей, при этом за счет средств займа можно профинансировать от 10% до 50% от первоначального взноса (аванса) по лизинговому договору. В схеме участвуют уполномоченный банк, кредитующий лизингодателя на покупку оборудования, и лизинговая компания, предоставляющая лизингополучателю оборудование. Программа должна поддержать российских производителей, однако при отсутствии отечественных аналогов допускается приобретение и зарубежного оборудования. Запуск программы объявлен в январе этого года, но первая сделка прошла только в августе, поэтому говорить о вкладе этого инструмента в наметившийся рост рынка пока преждевременно.

Сезонные перемещения

Настроения на рынке лизинга действительно изменились, но переоценивать ситуацию не стоит. Как следует из выводов исследования «Эксперт РА», несмотря на рост суммы новых лизинговых договоров, лизинговый портфель продолжил инерционное сокращение. От излишнего оптимизма предостерегает коллег и директор филиала Ураллизинг в Екатеринбурге Елена Печорина:

— Мы наблюдаем пока еще не рост, а сезонные перемещения. Первая половина года выдалась сложной и нестабильной.

В первом квартале по большей части мы работали по отложенным сделкам прошлого года. Во втором за счет программы льготного автолизинга Минпромторга РФ появились интересные сделки и клиенты.

О некоторой неуверенности говорит и разброс годовых прогнозов. Согласно опросу НАФИ, часть лизингодателей предполагает сжатие рынка до 5%. В то же время заметно выросла доля компаний, которая ждет роста рынка на 5 — 10%. Участники нашего опроса относятся ко второй группе.

Как показал не первый кризис, рынок лизинга в России имеет специфику. При признаках спада в экономике он первым начинает сжиматься, но и восстанавливается быстрее других финансовых сегментов. Будем считать, что первое полугодие дает хороший сигнал.