Связать страну в небе

Ирина Перечнева
30 августа 2021, 00:00
  Урал

Программа субсидирования региональных авиаперевозок создает основу для изменения модели транспортной доступности в России

ПРЕСС-СЛУЖБА КОЛЬЦОВО

В середине лета открылся новый рейс из международного аэропорта Кольцово (управляется УК «Аэропорты регионов») — в Магнитогорск. Полеты выполняются в рамках программы субсидирования региональных воздушных перевозок. Всего в аэропорту Екатеринбурга 27 субсидируемых маршрутов, и это самое большое количество среди региональных аэропортов (на втором месте — Сочи с 24 маршрутами).

Раскатка новых линий

Программа субсидирования направлена на стимулирование развития транспортной доступности и регулируется постановлением правительства РФ № 1242. На этот год Федеральное агентство воздушного транспорта утвердило 266 маршрутов со специальным тарифом. На реализацию программы из федерального бюджета выделено 7,717 млрд рублей, однако эти средства авиакомпании могут получить только при участии региональных властей: правительство посчитало, что ответственность за развитие этого вектора должны разделить территории. Субъекты федерации обеспечивают от 25% до 61% компенсации затрат авиакомпаний на выполнение полетов по региональным маршрутам, зафиксированным в распоряжении Росавиации. 

На территории макрорегиона Урал и Западная Сибирь программу поддержали Свердловская и Челябинская области, ХМАО и ЯНАО. Из 27 межрегиональных направлений Кольцово правительством Среднего Урала субсидируется 14. На эти цели из регионального бюджета выделено 250 млн рублей, еще 1,2 млрд рублей перечисляет федеральный бюджет.

Об участии областного правительства в программе было заявлено еще в конце прошлого года.

— Мы ведем совместную работу по реализации ключевых проектов развития транспортной сферы, воздушный транспорт — это один из важнейших приоритетов. Для обеспечения транспортной доступности, в том числе ценовой, губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым принято решение, что в 2021 году будет оказана поддержка развитию межрегиональных перевозок, — обосновал на пресс-конференции в октябре 2020 года этот шаг министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков.

Важность решения о субсидировании межрегиональных перевозок подчеркнул и губернатор области Евгений Куйвашев на своей странице в Instagram: «Такой практики не было последние несколько лет, но сейчас как никогда важно поддержать пассажирские авиаперевозки. Субсидии, которые выделяются авиакомпаниям, позволяют существенно снизить цену билета для пассажира, а значит, сделать полеты доступнее, увеличить пассажиропоток, дать новые возможности перевозчикам».

Как видно по статистике аэропорта Кольцово, программа дала заметный эффект. За семь месяцев 2021 года число пассажиров субсидируемых рейсов выросло в 3,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2020 года, в январе — июле на субсидируемых маршрутах обслужено свыше 285 тыс. человек. Если к началу запуска программы пассажиры могли улететь по льготным тарифам по девяти направлениям, то к 2021 году стали доступны еще восемнадцать новых маршрутов. Среди 27 направлений — Ульяновск, Магнитогорск, Киров, Братск, Чебоксары, Барнаул, Белгород, Ижевск.

Поддержка региональных властей стала основным драйвером развития межрегиональных авиаперевозок в Свердловской области

В январе — июле самой востребованной оказалась Уфа: на субсидируемых правительством Свердловской области рейсах в столицу Башкирии обслужено более 43 тыс. пассажиров. Вторую строчку занимает Ростов-на-Дону (31,2 тыс. человек), на третьем месте — Ханты-Мансийск (23,3 тыс. человек).

— Это закономерный результат сочетания нескольких факторов: поддержки правительства Свердловской области, выгодного географического положения региона, нашего опыта, развитой инфраструктуры, — считает исполнительный директор аэропорта Кольцово Александр Пастухов.

Всего на региональных рейсах, минующих Москву, за семь месяцев этого года из Кольцово перевезено 1702 тыс. человек, это 61,4% от числа пассажиров, обслуженных на внутренних направлениях в январе — июле 2021 года. Средняя загрузка пассажирских кресел на субсидируемых рейсах увеличилась на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 75%. Полеты выполняются авиакомпаниями Ямал, РусЛайн, UTair, Азимут, но большую часть совершает Red Wings. Это закономерно: Red Wings использует самолеты Sukhoi Superjet (SSJ100), а, согласно постановлению правительства РФ, 70% от общей суммы предоставленных субсидий будут использованы на маршрутах, заявленных к выполнению на этом отечественном лайнере.

С сентября 2020 года авиакомпании Red Wings уже переданы в лизинг семь SSJ100, а на недавно прошедшем авиакосмическом салоне МАКС-2021 генеральный директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев и директор филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» Олег Гуляев подписали соглашение о поставке в 2021 — 2022 годах еще 25 самолетов. В результате количество SSJ100 в парке Red Wings достигнет 32, она станет вторым крупнейшим эксплуатантом этой модели в мире.

Генеральный директор управляющей компании «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский считает наличие суперджетов в парке российских авиакомпаний одним из важных факторов повышения транспортной доступности российских регионов:

— Сегодня межрегиональные перевозки становятся уже хорошей бизнес-моделью. Вклад в это, помимо программы субсидирования межрегиональных полетов, внесло обнуление НДС для полетов в облет Москвы. Помогли и наши авиастроители, которые создали региональный российский самолет Sukhoi Superjet, он сейчас становится основной «рабочей лошадкой» на региональных направлениях.

Плацдарм для роста

Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассматривает эффективность программы прежде всего в разрезе поддержки отечественного авиапроизводителя. Но следствием этого стало появление нового сегмента бизнеса, и сейчас важно, в какой мере все участники процесса воспользуются созданным плацдармом для его дальнейшего развития, подчеркивает эксперт:

— Сегодня прямые перевозки между многими регионами стали доступны для потребителя по цене. С этой точки зрения модель привлекательна и успешна. Если пассажиропоток будет увеличиваться и авиакомпании будут переходить на более эффективные самолеты вместимостью по 180+ кресел, можно будет при сопоставимых тарифах получить пассажиропоток, в разы превышающий сегодняшний, и без субсидий. То есть в ряде случаев программа сработала для раскатки линии. Когда спрос подрастает, субсидии становятся ненужными.

Движение в этом направлении, похоже, началось: показательны планы авиакомпаний создать лоукост-подразделения, которые будут соединять регионы, минуя Москву. Об этом уже объявили S7 и Red Wings. В частности, Red Wings в июле начала внедрение модели регионального низкобюджетного перевозчика, суть которой заключается в агрессивном снижении собственных издержек и обеспечении доступных для пассажиров тарифов.

Олег Пантелеев видит исключительно позитивное влияние программы субсидирования и ее функционала на отрасль:

— Это позволяет открывать новые рейсы и «раскатывать» их, создавая предпосылки для использования магистральных самолетов класса A320, Boeing 737 и т.д. Очень рассчитываю, что в том или ином виде программа сохранится и в 2022 году и поможет существенно расширить маршрутную сеть российских авиакомпаний.

Получив положительный результат, участники межрегиональных перевозок строят планы на будущее. Так, Red Wings совместно с правительством Свердловской области и аэропортом Кольцово формирует маршрутную сеть на 2022 год, эту работу планируется завершить осенью, сообщили в авиакомпании:

— Тогда мы сможем озвучить планы дальнейшего развития. Сейчас совершенно точно можно сказать, что мы нацелены на расширение сети маршрутов. На данный момент в Кольцово базируется четыре самолета SSJ100 авиакомпании Red Wings. Их количество будет расти, рост будет зависеть от темпов развития маршрутной сети.

Можно говорить о закладывании основы для принципиального изменения модели транспортной доступности в России. В последние годы авиатранспорт с трудом справлялся с задачей обеспечения связности территорий страны: основная доля воздушных маршрутов и пассажиропотока в стране была замкнута на аэропорты московского авиационного узла.

Программа субсидирования представляет собой пример реализации решения, в результате которого достигается мультипликативный эффект: стимулирование отечественного авиастроения, рост пассажирских авиаперевозок, региональной экономики, внутреннего туризма. По оценкам Ростуризма, Россия в этом году продемонстрирует один из лучших темпов восстановления внутреннего туристического рынка: за первое полугодие в стране отдохнуло 24,6 млн человек, что всего на 5% меньше 2019 года. Свой вклад в процесс определенно внесла и программа субсидирования.