Работу оркестра нельзя оценивать по количеству проданных билетов

Как симфонические оркестры развиваются во время пандемии и пытаются доказать, что количественный подход к их деятельности не применим

АРТЕМ КОВАЛЕНКО
На правах принимающей стороны симфонический форум России открыл Уральский филармонический оркестр под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса. Этот же оркестр выступил на закрытии форума

В Екатеринбурге прошел VI Симфонический форум России (проводится с 2010 года), организованный Свердловской государственной академической филармонией при участии Союза концертных организаций России и поддержке Минкультуры РФ. Задача форума — сделать симфоническую музыку доступной наибольшему числу слушателей. Для оркестров это возможность показать уровень перед публикой, музыкальными критиками и коллегами.

На симфофоруме выступили восемь коллективов, в том числе два московских — Российский национальный оркестр под управлением Сергея Крылова и Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса, а также шесть региональных — из Якутии, Красноярского края, Башкирии, Томской, Ульяновской и Свердловской областей. Всего с 30 сентября по 8 октября в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Ирбите и Асбесте состоялись 12 концертов, на сцену Свердловской филармонии вышли более 1 тыс. музыкантов. Открыл форум Уральский филармонический оркестр: в день 85-летия юбиляр представил публике Вторую симфонию Рахманинова и «Весну священную» Стравинского.

— Форум — событие общероссийского масштаба, которое делает Екатеринбург местом встречи российских оркестров, создает для публики и профессионального сообщества площадку, где задаются перспективы, формулируются новые интересные задачи на несколько лет вперед, — считает заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова.

Это не просто фестиваль симфонических оркестров, уверен первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов: «Более 600 менеджеров концертных организаций, директоров оркестров, их продюсеров и импресарио из 23 регионов страны стали участниками деловой прог­раммы, где обсуждались итоги деятельности оркестров, цифровизация учреждений культуры, нормативная база».

Как построена и на чем держится экономика культуры, в том числе экономика филармонической деятельности?

Все 12 скрипачей играли одинаковые ноты

С начала бюджетной реформы в России количество культурно-досуговых учреждений сократилось на 13 тыс. единиц, то есть почти на треть; общедоступных библиотек — на 12 тысяч, и это почти четверть; детских школ искусств — на тысячу, это пятая часть. За последние десять лет расходы на культуру выросли всего в 1,15 раза в расчете на душу населения (около 4 тыс. рублей на одного жителя, в три-четыре раза меньше, чем в европейских странах), при этом численность работников сократилась на 145 тысяч.

— Проблем несколько, — объясняет заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Валентина Музычук. — Первая — недостаточное финансирование культуры.

С одной стороны, государственные расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета растут: с 400 млрд рублей в 2015 году до 600 млрд рублей по итогам 2019 года. С другой, в расчете на душу населения расходы в 2019 году составили всего 51 евро. Для сравнения, в Дании — 301 евро, во Франции — 250 евро, в Германии — 167 евро. Вторая проблема — сокращение занятости в культуре. Третья — невысокая оплата труда.

Доля занятых в сфере культуры от общего количества занятых в российской экономике около 1% (в 2020 году порядка 630 тыс. человек, в 2015 году — 778 тысяч). Сравним: в Финляндии — 4,9%, в Швеции и Великобритании — 4,5%, в Болгарии — 2,7%. Средняя зарплата — около 41 тыс. рублей, в 2015 году — около 25 тыс. рублей.

Выступления оркестров во время симфонического форума транслировались в виртуальном концертном зале Свердловской филармонии

Валентина Музычук выступила против политики оптимизации, которая проводится в сфере культуры. Речь идет и о присоединении мелких учреждений к крупным в виде структурных подразделений, и об объединении разноплановых учреждений культуры. Еще один вызов — бизнес-подход к учреждениям культуры. Есть миф: чем больше они зарабатывают и чем больше потребителей привлекают, тем они эффективнее. «Бизнес-подход не всегда уместен, — убеждена Валентина Музычук. — Пандемия показала, что нельзя эффективность учреждения культуры оценивать в привязке к количеству концертов и привлеченных зрителей».

Участники форума подтвердили — невозможно в погоне за экономией бюджетных средств сводить все к оптимизации, унификации, коммерциализации учреждений культуры и сокращению работников. Ситуация может дойти до абсурда. В доказательство Валентина Музычук прочитала отрывок из письма специалиста по нормированию труда, который послушал выступление Симфонического оркестра в Лондоне.

Письмо было опубликовано в книге «Исполнительские искусства — экономическая дилемма» Уильяма Баумоля: «В течение значительного периода времени четырем исполнителям на гобоях было нечего делать. Их количество следует сократить, а работу распределить равномерно в течение всего концерта. Таким образом устранить пики активности. Все 12 скрипачей играли одинаковые ноты. Нет необходимости дублирования. Штат этого отделения следует резко сократить. Если потребуется больший объем звучания, то его можно добиться средствами электронной аппаратуры. Кажется, что существует слишком много повторов некоторых музыкальных пассажей. Нет никакой необходимости в воспроизведении трубами такого пассажа, который только что был исполнен скрипками. Если везде повторяющиеся пассажи будут убраны, то общее время концерта может быть снижено с двух часов до двадцати минут. Внимание к инструментам — еще один вопрос, в отношении которого должно быть произведено дополнительное расследование. Потому что, как следует из программы, инструмент ведущего скрипача насчитывает уже несколько сотен лет. Если естественный срок эксплуатации этого инструмента истек, следует задуматься о покупке более современного оборудования».

— Такой поход отлично иллюстрирует нынешнее положение дел, — резюмирует Валентина Музычук.

Верните публику в концертные залы

Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский подтверждает — концертная деятельность в России подверглась сложным испытаниям. Из-за пандемии общее количество мероприятий концертных организаций в 2020 году по сравнению с 2019-м сократилось в 2,2 раза, на 40,9 тыс. единиц. Количество филармонических концертов — в 2,4 раза, на 33,9 тыс. единиц. Филармонии были вынуждены переносить сезоны. Но дело не только в эпидемии. Даже в 2019 году, если его сравнивать с 2010-м, количество концертов (включая эстрадные) существенно сократилось.

— В период с 1990 года по 2019 год количество филармонических концертов сократилось в 2,3 раза — с 133,7 тыс. до 57,7 тыс. единиц, число зрителей в два раза — с 32,4 млн до 16,6 млн человек. В расчете на 1 тыс. жителей в 1990 году каждый второй из десяти человек посещал филармонические концерты, в 2019 году — только один из десяти. 52% региональных оркестров в России были созданы до 1990 года, в новейшей истории наибольшее количество оркестров появилось в период с 1991-го по 2000 годы. Сейчас самое большое количество оркестров сосредоточено в Центральном федеральном округе — 30 коллективов, самое маленькое — в Дальневосточном (три), Северо-Кавказском (четыре) и Уральском (шесть) округах, — констатирует Александр Колотурский. 

— Действительно, даже в достаточно успешном 2019 году количество зрителей сократилось вдвое, — подтверждает Валентина Музычук. — Филармоническая деятельность проседает с точки зрения интереса к ней со стороны зрителей. Идет некая девальвация симфонических концертов, что-то происходит с публикой. Нужно предпринимать все усилия, чтобы вернуть ее в филармонии. Очень важно взращивать детей, которые умеют и любят слушать музыку.

Возвращать публику нужно, и помогут новые форматы, считает Александр Колотурский. Свердловская филармония реализует проекты по привлечению новых слушателей, в том числе в рамках «Открытой филармонии», который объединяет различные формы встреч со зрителями — образовательные лекции, творческие встречи в формате public-talk, экскурсии.

— Проект «Открытая филармония» — очень обширный, у него много целей — сиюминутные и на десятилетия вперед. Главная его задача — продвижение академической музыки и классического искусства. Проект был запущен в январе 2021 года. Он направлен на поиск новых форм для воспитания нового слушателя и прив­лечения новой молодежной аудитории в концертный зал, — говорит Александр Колотурский.

В новом сезоне филармония предложит аудитории новые форматы концертов: «Джазовые пятницы», которые будут начинаться в 21 час, «Субботний playlist» с концертами-«настроениями» в одном отделении без антракта, «Music night» с ансамб­лем волынщиков, квартетом саксофонов и танго-оркестром. Эти концерты помогут филармонии почувствовать новую аудиторию, определить ее интерес.

Еще один успешный формат — виртуальный концертный зал филармонии, который работал и во время пандемии. В первый день симфонического форума в Свердловской области открылись три новых виртуальных концертных зала: к трансляциям присоединились Верхнее Дуброво, Верхние Серги и Ивдель. Теперь в музыкальном сообществе 103 виртуальных концертных зала. 

Дирижеры VI Симфонического форума России: Дмитрий Лисс, Александр Лазарев, Димитрис Ботинис, Юрий Ткаченко, Фабио Мастранджело, Наталья Базалева, Владимир Ланде, Михаил Грановский, Дмитрий Крюков, Сергей Крыл