Быстрее и безопаснее
По словам источника «Эксперта» в транспортном блоке правительства, трансарктический транспортный коридор, о котором говорил 27 марта президент РФ Владимир Путин — это фактически «ребрендинг» федпроекта «Развитие Большого Северного морского пути» (БСМП) в составе нацпроекта «Эффективная транспортная система»: «Федпроект актуализируется на фоне возросшего интереса к Арктике как макрорегиону со стороны не только России, но и других стран, например, в связи с планами США по присоединению Гренландии. Речь идет о детальной проработке логистических маршрутов в увязке с СМП, нужно подтянуть к нему „железку“, строить флот. В целом, это задумка вице-премьера, представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, который намерен сделать Арктику стратегическим регионом».
Основной целью федпроекта БСМП является достижение показателя грузооборота по Севморпути в размере 109 млн тонн к 2030 г. В 2024 году по СМП был перевезен рекордный объем грузов — 37,9 млн тонн. «Конечно, эти цифры несопоставимы с грузопотоком через Суэцкий канал, которому более 150 лет. Но выбирая Севморпуть, бизнес получает до двух недель выигрыша времени в пути и безопасность», — отметил глава Минтранса Роман Старовойт на итоговом заседании коллегии ведомства 28 марта, комментируя планы по развитию Севморпути. Основной блок федпроекта — это строительство ледокольного флота, портовой инфраструктуры, аварийно-спасательного флота. «Наши порты сегодня способны принимать более 1,4 млрд тонн грузов в год. К 2030 году добавим к этому еще 225 млн тонн. Также для развития перевозок бизнесу необходимы новые терминалы для экспорта химической, аграрной и другой продукции. Буквально несколько часов назад наш национальный лидер Владимир Путин дал команду по первой отгрузке угля на новом терминале в Мурманской области — „Лавна“. Мощность портовой инфраструктуры — 18 млн тонн», — напомнил Старовойт.
В федеральном проекте БСМП предусмотрено также строительство четырех плавучих атомных станций малой мощности для реализации проекта на севере Чукотки, поддержка и развитие каботажных перевозок. Отдельно предусмотрено финансирование гидрографического обеспечения — промеров глубин на всей протяженности СМП, сообщал «Коммерсант».
Лавры за «Лавну»
В своей речи в Мурманске 27 марта президент РФ Владимир Путин отметил, что в рамках развития трансарктического транспортного коридора на берегах Ледовитого океана вырастут новые мультимодальные хабы, а существующие порты будут модернизированы. При этом трансарктический коридор интегрируют с Арктическим полигоном железных дорог (еще одним амбициозным проектом, который предстоит реализовать) и внутренними водными путями Арктики, — Леной, Енисеем, Обью, — потенциал которых, по словам президента, предстоит «раскрыть на новом технологическом уровне».
Финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора российский лидер поручил утвердить с участием ВЭБ.РФ и «Росатома», сделать это правительству предстоит до 1 августа 2025 г.
Затем глава государства дал старт отгрузке угля на экспорт из порта «Лавна» — западного рубежа Трансарктического коридора. Порт расположен на западном берегу Кольского залива Баренцева моря, служит ключевым элементом Мурманского транспортного узла, является незамерзающим и глубоководным, способен круглогодично принимать современные крупнотоннажные суда.
«Пыли нет практически», — похвалил президент, наблюдая за процессом погрузки первой партии угля на экспорт.
Глубоководный порт «Лавна» стал одним из ключевых инфраструктурных проектов для переориентации внешней торговли России и укрепления экспортного потенциала отечественной угольной отрасли. А еще это — один из крупнейших инфраструктурных проектов на Северо-Западе страны. Его плановый объем перевалки — 18 млн т в год, с перспективой увеличения до 24 млн т в год. Финансирование строительства терминала обеспечил ВЭБ.РФ в рамках «Фабрики проектного финансирования».
Международный трансарктический транзит
По словам председателя правительства Бурятии, главы комиссии Госсовета по направлению транспорта Алексея Цыденова, трансарктический коридор призван решить сразу несколько задач: «У коридора три основные функции. Первое — это вывоз тех грузов, которые образуются в арктическом районе. Сейчас это углеводороды, но мы понимаем, что и другие грузы будут. Второе — это северный завоз, импорт в необходимых объемах. Следующее — это перевозки в направлении запад-восток и восток-запад, из Мурманска и Санкт-Петербурга во Владивосток. Ту же рыбу везти с востока на запад. У нас же высокая загрузка Транссиба, [трансарктический коридор] обеспечит связь страны. И третье — это международный транзит. Это и экономика, и геополитика. Каждая из этих частей важна сама по себе, а всё вместе уже совсем другое значение приобретает», — сообщил он «Эксперту» в кулуарах заседания коллегии Минтранса.
Как отметил Цыденов, новый коридор также должен обеспечить выход к Севморпути не только во Владивостоке или в Мурманске, но и «из центра страны через Обь, Енисей, посредине Севморпути», а также с прилегающих территорий, например, Китая. «У Якутии есть маршрут Дзелинда (Бурятия) — Махе — Нерюнгри — Нижний Бестях, а там уже река Лена и выход на Севморпуть. То есть это уже более широкая сетка маршрутов, куда вовлекаются и морской транспорт, и внутренний водный транспорт, и железнодорожный, и автомобильный», — пояснил Цыденов.
Говоря о развитии трансарктического коридора, президент также поручил проработать вопрос создания Арктического полигона железных дорог, расширения мощностей действующих морских портов в Арктике и появления на Арктическом побережье новых портов. «Нам предстоит по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, реализовать проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги на территории республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа», — сказал президент, выступая 27 марта на Международном арктическом форуме.
Замглавы Минтранса Алексей Шило на коллегии ведомства 28 марта затруднился описать журналистам более детальные планы по этому направлению. «Поручение будем выполнять», — лишь отметил он. Также затруднился описать преимущества трансарктического коридора для бизнеса президент Fesco Петр Иванов.
Путь Северного морского пути
Участком будущего северного морского пути (СМП) между устьями Северной Двины и Оби активно пользовались купцы в XVI–XVII вв. Первое сквозное плавание по СМП с выходом в Тихий океан состоялось в конце XIX в., а в обратном направлении (из Владивостока в Архангельск) — в начале XX-го.
В период советской индустриализации этой транспортной артерии была отведена центральная роль в народно-хозяйственном освоении Арктики, для чего в 1932 г. при Совнаркоме СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Сегодня этот судоходный маршрут администрирует ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» в составе госкорпорации «Росатом».
В послевоенные годы через СМП стали осуществлять северный завоз — снабжать топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенные пункты Крайнего Севера и Дальнего Востока. С 1991 г. СМП открыт для международного судоходства.
Советский рекорд перевозок по СМП составил 6,6 млн т и был достигнут в 1987 г. Сегодня эти объемы почти вшестеро больше — за 2024 г. по нему перевезли рекордные в истории 37,9 млн тонн. Основные пользователи этой транспортной артерии — крупнейшие добывающие компании: «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк».
Преимущество СМП в том, что это оптимальный по протяженности морской путь с Запада на Восток. Так, водный маршрут из Санкт-Петербурга во Владивосток по СМП составляет 14,28 тыс. км, что в 1,6 раза короче ближайшей альтернативы — южного пути через Суэцкий канал (23,2 тыс. км). При этом по срокам перевозки маршрут через СМП вдвое короче: 18 дней против 37.
Севморпуть включает свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и другие. Большинство их них предстоит модернизировать: провести капитальный ремонт, возвести новые причальные сооружения, провести дноуглубление для приема современных судов, наладить современные навигационные системы.
Главная трудность в развитии СМП — это суровые природные условия, которые ограничивают навигацию. Например, в море Лаптевых даже летом температура воды не поднимается выше 1 градуса по Цельсию. Круглогодичную работу маршрута обеспечивает российский ледокольный флот — более 40 судов, в том числе 7 линейных атомных корабля «Росатомфлота»: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
По этому направлению тоже есть определенные вызовы. Один из них — современным крупнотоннажным судам требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов. Для проводки через льды танкеров класса Panamax требуется ширина канала не менее 40 м, а танкеров Suezmax — все 50 м, тогда как действующие российские ледоколы прокладывать канал шириной в 33–34 м. Решением проблемы послужат атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер», которые смогут проводить суда 50-метровой ширины. Головной ледокол проекта, «Россия», заложен на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае 5 июля 2021 г. Ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 г.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag