Отмечается, что в ходе расследования в ЕК пришли к предварительному выводу о том, что КНР предоставляет своим автопроизводителям стимулирующие государственные субсидии по факту экспорта автомобилей, и это создает угрозу для европейских автомобильных компаний.
В настоящее время тариф на импорт автомобилей в ЕС не зависит от страны производства и составляет 10%. С 4 июля планируется ввести дополнительные пошлины для электромобилей, произведенных на территории Китая. Размер пошлин будет варьироваться в зависимости от марки.
Так, электромобили китайской государственной компании SAIC Motor Corp., владеющей британским брендом MG, будут обложены дополнительной пошлиной в 38,1%, а совокупный размер пошлин на них составит 48,1%.
Электромобили Geely Holding Group, владеющей брендами Volvo и Polestar, обложат дополнительной пошлиной в 20%, а электромобили BYD — 17,4%. Суммарные тарифы на них составят 30% и 27,4% соответственно.
Остальные автопроизводители КНР будут поделены на две группы: дополнительной пошлиной в 21% будет облагаться продукция тех компаний, которые сотрудничали с Еврокомиссией в ходе ее расследования, а по ставке 38,1% — тех, кто от сотрудничества отказался.
Решение увеличить пошлины на китайские электромобили в ЕС приняли вслед за США. О повышении пошлин на импортируемые из КНР электромобили в четыре раза, до 100%, Вашингтон объявил в мае. В Белом доме надеются, что мера позволит защитить американских производителей от конкуренции с дешевым китайским импортом.
При этом ранее председатель Европейской комиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила, что отрицает участие Европейского союза в торговой войне с Китаем. По ее словам, подход Брюсселя должен отличаться от подхода США.
В пресс-релизе ЕК отмечается, что ставку пошлины, рассчитанную в индивидуальном порядке, может получить продукция компании Tesla. Компания Илона Маска обратилась к Еврокомиссии с просьбой о таком послаблении, мотивируя это тем, что не пользуется столь существенной господдержкой, как китайские производители, пишет Bloomberg. Пока что электромобили Tesla, собираемые на заводе в Шанхае, подпадают под дополнительную пошлину в 21%, поскольку компания сотрудничала с ЕК.
Для Tesla размер европейских пошлин довольно чувствителен — на продукцию компании приходится почти 40% годового импорта электромобилей китайского производства в Евросоюз. Так, по данным HSBC, за 2023 г. туда было ввезено 455 тыс. электрокаров, собранных на заводах в КНР. Из них 171 тыс. — марки Tesla, 118 тыс. — SAIC, 60 тыс. — Renault, 49 тыс. — Geely, 26 тыс. — BMW, 16 тыс. — BYD, и 16 тыс. — прочих марок.
Напомним, в январе 2024 г. глава Tesla Илон Маск призвал к жестким мерам против китайских производителей, предупредив, что без торговых барьеров они «уничтожат» мировых конкурентов. При этом после повышения тарифов со стороны США в мае миллиардер резко поменял точку зрения и открестился от своих прошлых высказываний.
«Ни Tesla, ни я не просили об этих тарифах, на самом деле я был удивлен, когда о них объявили. Все, что препятствует свободной торговле или мешает рынку, плохо. Tesla довольно успешно конкурирует на рынке Китая без тарифов и почтительной поддержки. Я за отсутствие тарифов», — заявил он.