«Если Европа не сможет стать более производительной, нам придется выбирать. Мы не сможем сразу стать лидером в новых технологиях, маяком климатической ответственности и независимым игроком на мировой арене. Мы не сможем финансировать нашу социальную модель. Нам придется урезать некоторые, если не все, наши амбиции», — говорится в документе.
Его авторы признают отставание ЕС в конкурентоспособности от Китая и США. Среди нереализованных «амбиций» блока перечислены «достижение высокого уровня социальной интеграции, обеспечение углеродной нейтральности и повышение геополитической значимости». Констатируется, что для исправления ситуации ЕС необходимо повышать производительность, внедрять передовые технологии, цифровизировать и декарбонизировать экономику.
Приводится оценка, согласно которой на достижение целей во всех этих сферах, ЕС потребуются ежегодные инвестиции в €800 млрд ($884 млрд), то есть порядка 5% от ВВП блока.
Авторы доклада признают такие объемы небывалыми, напоминая, что инвестиции в реализацию аналогичного по масштабам плана Маршалла в 1948–1951 гг. не превышали 2% общеевропейского ВВП.
Должным образом нарастить инвестиции ЕС не позволит слабость ее экономики.
«Экономический рост в ЕС замедляется из-за ослабления роста производительности, что ставит под сомнение способность объединения достичь своих амбиций», — констатируется в документе.
Отмечено, что Евросоюз импортирует 40% критически важных сырьевых материалов и технологий из небольшого числа третьих стран и не сможет преодолеть эту зависимость в ближайшем будущем.
«Европа имеет обширные внешние зависимости, начиная от критически важных сырьевых материалов и заканчивая передовыми технологиями. Около 40% импорта в ЕС поступает от небольшого числа поставщиков, и его трудно заменить. Около половины этого импорта поступает из стран, с которыми Европа не имеет стратегических связей», — говорится в докладе.
Авторы документа подчеркивают, что ЕС не сможет преодолеть такую сверхзависимость в среднесрочной перспективе.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag