Правительство РФ предложило отменить балльную систему оценки локализации применительно к автомобилям такси. Вместо этого субъекты РФ будут устанавливать минимальную долю автомашин, используемых в качестве такси, учитывая страну производства. Теперь речь ведется не только о России, но и про государства ЕАЭС (помимо РФ в ЕАЭС входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия).
Для признания автомобиля локализованным достаточно будет наладить его крупноузловую сборку в любой стране ЕАЭС. Таким образом, таксопарки смогут покупать, например, китайские модели, выпускаемые на российских площадках.
В рабочей группе по агрегаторам такси при Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что данные поправки актуализируют законопроект, а упрощение требований к локализации снизит давление на отрасль.
Доработка документа будет продолжаться. Необходимо учесть специфику отрасли, основу которой составляют индивидуальные предприниматели с небольшими парками и самозанятые на собственных автомобилях, многие из которых трудятся как таксисты в свободное от основной работы время. Эта категория сама несет расходы на покупку и содержание автомобилей. И, если для крупных перевозчиков обновление таксопарка — плановый процесс, то для самозанятых покупка новой машины — ощутимая и, возможно, непредвиденная статья расходов. В условиях растущих цен на автомобили и высоких кредитных ставок таким водителям будет проще уйти из такси, чем приобрести новый автомобиль, что приведет к сокращению количества легальных перевозчиков.
Отметим, что дефицит таксистов в стране и так исчисляется десятками тысяч человек. Эксперты рабочей группы считают, что одним из решений могла бы стать государственная поддержка этой категории водителей. Например, в виде субсидий на закупку машин с последующим их целевым использованием в качестве такси.