«По итогам 2021 года максимальный гендерный разрыв в оплате труда (далее — гендерный разрыв) зафиксирован в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, минимальный — в сфере образования», — приводит агентство цитату из документа.
Среди других отраслей с большим гендерным разрывом в оплате труда — деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (29,8%), деятельность в области информации и связи (29,7%), деятельность профессиональная, научная и техническая (26,9%).
Наименьший гендерный разрыв наблюдается в образовании (1,9%), строительстве (8,4%), водоснабжении и утилизации отходов (8,6%).
«Женщины, как правило, заняты в отраслях с более низким уровнем оплаты труда. Анализ показал, что даже в образовании, где женщины составляют существенную долю среди педагогических работников, они в основном работают в организациях, предоставляющих более низкий уровень образования», — сообщают авторы доклада.
По регионам гендерный разрыв в зарплатах варьируется от 2,9% в Республике Алтай до 40,6% в Мурманской области.
В среднем за 2017–2021 гг. гендерный разрыв в оплате труда в стране снизился с 28,3% до 27,5%.
Наибольший гендерный разрыв приходится на возраст активного деторождения — 30–39 лет. Как поясняют в Счетной палате, из-за более высокой в сравнении с мужчинами семейной нагрузки, связанной с заботой о детях или пожилых родственниках, женщинам приходится делать выбор в пользу менее оплачиваемой работы, позволяющей совмещать профессиональные и семейные обязанности.
Женщины составляют большинство среди занятых с высшим образованием (55,7%) и средним профессиональным образованием, которое не связано с рабочими специальностями (55,1%).
Доля женщин среди предпринимателей составляет около 40%, среди руководителей всех уровней — 49%, среди госслужащих — более 70%.
Уровень безработицы среди женщин, имеющих детей дошкольного возраста (0–6 лет), выше (6,5%), чем в среднем по стране (4,8%), и чем среди женщин, имеющих детей до 18 лет (4,8%).
В Счетной палате подготовили рекомендации по дальнейшему обеспечению женщинам равных возможностей развития. Одна из них — внести в трудовое законодательство нормы, обязывающие работодателя устанавливать дистанционный (гибкий) режим работы по желанию отдельных категорий работников, в том числе женщин, при наличии объективных возможностей.
Другая предложенная мера — расширение возможности удаленной работы и создания дополнительных условий неполной занятости в государственных и бюджетных организациях всех уровней власти для работников с семейными обязанностями.
Также предлагается проработать возможность учета периодов по уходу за ребенком в страховом стаже для пенсионного обеспечения и предусмотреть дополнительные меры поддержки женщин, родивших трех и более детей, в части госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи.