«Летом 2025 года мы планируем запустить пилотный проект некредитных рейтингов акций российских эмитентов, который, как ожидается, выйдет на полную мощность в 2026-м. Идея в том, что рейтинговые агентства выступят своего рода провайдерами независимых оценок справедливой стоимости эмитента. Она будет определяться на основе как финансовых, так и нефинансовых метрик. В идеале со временем рыночная цена должна сходиться с экспертной оценкой», — объяснила она.
Проект станет аналогом рейтинга Morningstar, который уже более 30 лет действуют в Северной Америке, Европе и Азии. Как отметила Екатерина Абашеева, агентства будут присваивать акциям «звездочки». Кроме того, оценка будет сопровождаться публикацией полноценного инвестиционного отчета, а также пресс-релиза. По ее словам, «инвесторы получат прозрачный и профессиональный ориентир, на основе которого смогут принимать инвестиционные решения». Обновлять рейтинг акций ЦБ предлагает параллельно с публикацией отчетности по МСФО, то есть примерно раз в полгода.
Сейчас в реестр кредитных рейтинговых агентств ЦБ включены четыре организации: «Эксперт РА», АКРА, Национальное рейтинговое агентство и Национальные кредитные рейтинги. Предполагается, что один эмитент сможет получить несколько оценок от разных рейтинговых агентств. Свои методологии уже представили два агентства, на старте регулятор не планирует устанавливать жесткие требования к их подходам, уточнила Екатерина Абашеева.
Представитель ЦБ также допустила, что в будущем такая оценка станет обязательной для определенного рода компаний, в частности, для тех эмитентов, которые не раскрывают информация из-за санкционных рисков. «Но это произойдет точно не на старте, а когда мы поймем, что продукт стал рабочим», — добавила она.
В феврале 2024 года председатель наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов предложил возложить оценку акций на кредитные рейтинговые агентства. По его мнению, это «может быть выходом для индустрии, которая сегодня лишена возможности получать полную информацию». В декабре первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что эта идея обсуждается с участниками рынка, но дискуссия «непростая», поскольку агентства осторожно относятся к этой инициативе.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag