Она назвала «естественным процессом» периодическую смену модели экономического роста. В пример она привела кризис 2008 года, когда модель, которая была построена на постоянном росте цен на нефть с начала 2000-х годов, себя исчерпала.
«Сейчас, когда Максим Станиславович [Орешкин в интервью „Эксперту“] говорил об исчерпанности предыдущей модели экономического роста — я здесь с ним тоже согласна — он же говорил о том, что мы росли два года достаточно высокими темпами из-за того, что были задействованы свободные ресурсы. <...> Многие из этих ресурсов (кадры, производственные мощности, ФНБ, запас капитала банковской системы. — „Эксперт“) действительно исчерпаны, и нам надо думать о некоторой новой модели роста», — сказала Эльвира Набиуллина.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников призвал обойтись «без революции». По его словам, дискуссия о смене модели подразумевает смену долгосрочных трендов. Он подчеркнул, что нужно заниматься вопросами, связанными с потенциалом роста, и указал на «охлаждение» в экономике РФ. «По текущим ощущениям бизнеса, мы в общем уже, кажется, на грани перехода в рецессию», — отметил министр.
С идеей смены модели роста экономики не согласился министр финансов Антон Силуанов. Он обратил внимание, что российская экономика растет ежегодно более чем на 4% и находится под санкционным давлением. «Да, в этом году у нас плановое охлаждение. Но все будет зависеть от наших же действий. Целеполагание абсолютно верное, и модель жизнеспособная», — подчеркнул он, призвав сосредоточиться на технологическом суверенитете.
В интервью «Эксперту» замглавы администрации президента Максим Орешкин заявил, что модель роста, при которой был задействован «спящий» потенциал экономики, в том числе кадровый и производственный, себя исчерпала. «Чтобы развитие продолжалось, экономика должна сделать шаг не вперед, а вверх, на следующую технологическую и организационную ступень», — сказал он.
В марте президент России Владимир Путин говорил, что охлаждение российской экономики неизбежно. При этом он призвал действовать «очень аккуратно» и не допустить «излишнего охлаждения, как в криокамере».
6 июня Банк России впервые почти за три года снизил ключевую ставку — до 20%. В то же время председатель ЦБ Эльвира Набиуллина подчеркивала, что регулятор намерен сохранять жесткую ДКП в течение длительного времени для возвращения инфляции к цели 4%. Правительство и Банк России прогнозируют, что в 2025 году рост ВВП будет ниже, чем в 2024 году, когда он составил 4,3%. Минэкономразвития ожидает рост на 2,5%. По среднесрочному прогнозу Банка России, ВВП увеличится на 1-2%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag