Прогноз по росту спроса в 2025 г. оставлен практически неизменным — на уровне в 954 тыс. б/с (после 953 тыс. б/с месяцем ранее).
«Рост мирового спроса на нефть резко замедляется по сравнению с постпандемическими темпами», — констатируют в МЭА, указывая, что за прошлый год спрос увеличился на 2,1 млн б/с.
Отмечается, что в I полугодии 2024 г. спрос вырос на 800 тыс. б/с — это минимальный показатель с 2020 г., он составляет лишь около трети от роста на 2,3 млн б/с, зафиксированного в январе — июне 2023 г.
Перепроизводство
В МЭА ожидают, что в 2024 г. мировые поставки нефти увеличатся на 660 тыс. б/с, до 103,5 млн б/с. При этом в 2025 г. рост ускорится втрое, до 2,1 млн б/с. Таким образом, предложение вырастет вдвое сильнее спроса, поскольку «поставки из стран, не входящих в ОПЕК+, растут быстрее, чем мировой спрос».
«Страны, не входящие в ОПЕК+, нарастят добычу на 1,5 млн б/с в текущем и следующем году, в то время как страны ОПЕК+ сократят ее на 810 кб/д в 2024 г. и увеличат на 540 тыс. б/с в следующем, если добровольные сокращения останутся в силе», — прогнозируют в агентстве.
Китайский фактор
Главным фактором этого замедления в МЭА называют ситуацию в Китае, где спрос на нефть к июлю снижался четыре месяца подряд, причем в июле сокращение составило 280 тыс. б/с.
Согласно оценке агентства, по итогам 2024 г. спрос на нефть в КНР увеличится на 180 тыс. б/с — прогноз снижен с 300 тыс. б/с, о которых говорилось в прошлом отчете.
Рост потребления в стране за прошлый год в МЭА оценивают в 1,5 млн б/с. Резкий спад показателя в текущем году обусловили замедление экономики и ускоряющееся замещение нефти альтернативными видами топлива, отмечают в агентстве. Так, рост продаж электромобилей ограничивает потребление бензина и дизеля, развитие сети высокоскоростных железных дорог ограничивает рост внутренних авиаперевозок и потребления авиатоплива.
Плато спроса
В остальных крупных экономиках рост спроса на нефть МЭА называет в лучшем случае умеренным.
«Структурные проблемы и вялый экономический рост означают, что поставки продолжат сокращаться в ряде развитых стран. Это может привести к уровню потребления нефти в этих странах практически на 2 млн б/с ниже, чем до пандемии. Поскольку спрос на нефть в Китае резко замедлился, а в большинстве других стран наблюдается лишь скромный рост или снижение, текущие тренды подтверждают наши ожидания того, что мировой спрос выйдет на плато к концу этого десятилетия», — говорится в отчете.
Падение цен
Снижение роста спроса на нефть последних месяцев, возглавляемое Китаем, спровоцировало распродажу на нефтяных рынках. Фьючерсы на нефть марки Brent подешевели с более $82 за баррель в начале августа до почти трехлетнего минимума ниже $70 за баррель 10 сентября.
Снижению цен не помешали ни приостановка поставок нефти из Ливии, ни решение ОПЕК+ продлить добровольные сокращения добычи на два месяца. Отчасти усугубила спад слабая статистика по обрабатывающей промышленности США.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag