Интервью

Канцлер со второго раза

Что Олаф Шольц оставил Фридриху Мерцу

Канцлер со второго раза
Фото: hristoph Soeder/dpa/picture-alliance
6 мая канцлером Германии по итогам повторного голосования стал Фридрих Мерц. Впервые в истории ФРГ парламентарии избрали председателя федерального правительства со второй попытки: первый тур Мерц неожиданно для всех провалил, набрав 310 голосов из необходимых для победы 316. Зато во втором туре, который, не откладывая, провели в тот же день, набрал 325. Предыдущий канцлер Германии Олаф Шольц уже ушел на покой. О том, чем он запомнится немцам и всему миру, в каком состоянии передает дела Мерцу и чего ждать от нового канцлера, «Эксперту» рассказали политологи и ученые-германисты.

«Мерцу достается Германия в состоянии институционального и политического износа»

Владислав Белов
Владислав Белов

Член дирекции, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, вице-президент международного Общества «Россия — Германия»:

Почему те, кто должен был голосовать за Мерца, не сделали этого в первом туре, мы никогда не узнаем. Кому-то не нравится его план ужесточить миграционную политику, кому-то не по душе тот факт, что он трансатлантист. А кто-то просто не может смириться с тем, что Мерц — богатый человек и летает на частном самолете. Были спекуляции и на тему, что это могли быть обиженные члены фракции, которых Мерц не пригласил в свою администрацию на посты советников.

Да, Фридрих Мерц — отнюдь не стопроцентно популярная фигура ни в бундестаге, ни в собственной партии. Однако все были уверены в исходе голосования — существует же партийная дисциплина. Тем не менее, оно было провалено, впервые в истории ФРГ.

Полагаю, причины у этого казуса не политические, — сыграл свою роль личный фактор. Это была оплеуха Мерцу от тех, кому он не нравится. Удовлетворившись этой пощечиной, парламентарии все же обеспечили ему необходимые голоса.

В целом, политическое наследие, которое Шольц передает своему преемнику — это деградация доверия к правительственным партиям, усталость избирателей и дефицит содержательных предложений. А учитывая коалицию ХДС/ХСС с СДПГ — еще и вызов удержания стабильности при очень разной инерции партийных лагерей. Собственно, ситуация со вторым туром как раз служит ярким тому свидетельством.

Собственно, канцлерство Шольца останется в истории как период затяжного кризиса доверия: со стороны электората, хозяйствующих субъектов, внешнеполитических партнёров. Несмотря на старт с масштабной коалиционной программой с самым большим количеством обещаний по сравнению с предшественниками, правительство Шольца стало символом политической фрагментации, ухудшения экономической конъюнктуры и разочарования в институте канцлера как в фигуре лидера.

К слову, об обещаниях. По подсчетам экспертов Фонда Бертельсманна, «светофорное» коалиционное соглашение ноября 2021 г. содержало 453 обещания. Это примерно на 50% больше, чем коалиционное соглашение в 2018 г. и в 2,5 раза больше, чем в 2013 г. Правительство Шольца смогло реализовать полностью или частично лишь 236 проектов. 98 после развала коалиции находились в стадии реализации, 118 так и не были начаты.

Немецким гражданам Шольц запомнится «канцлером тишины» — человеком, склонным к выжидательной тактике и запаздывающим реакциям. Заявленная им 27 февраля 2022 г. «смена эпох» (Zeitenwende), суть которой состояла в качественном развороте в политике безопасности, осталась во многом декларацией, с непрозрачными решениями, буксующим Фондом модернизации бундесвера и неудовлетворёнными ожиданиями партнёров по Евросоюзу.

Для внешнего мира Шольц остался неубедительным канцлером, который стремился балансировать между трансатлантизмом и европейской стратегической автономией, но в итоге оказался и «вторичным политиком» по отношению к США, и не смог укрепить лидерство Германии в ЕС.

Что касается России, то Шольц унаследовал приличные отношения от Ангелы Меркель и довёл их до кризисного состояния, окончательно заморозив политическую составляющую. Он инициировал и постоянно поддерживал политику санкций ЕС, выступал против прямых контактов, включая срыв многочисленных каналов диалога. Однако делал это не как харизматичный лидер, а как фигура, находящаяся под внутренним и внешним давлением.

Мерцу достаётся Германия в состоянии институционального и политического износа. Внутри страны — кризис хозяйственно-политического и социально-экономического пространства, падение его привлекательности, нарастающая тенденция к деиндустриализации (перемещению энергоёмких производств в другие локации, в первую очередь, в США), отток прямых инвестиций, недофинансирование инфраструктуры, кризис миграционной политики и рост протестных настроений («Альтернатива для Германии», «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость»).

На международной арене Мерц получает наследие санкционной политики, разорванные связи с Россией, вызовы меняющегося соотношения сил в ЕС, украинский конфликт, непредсказуемое и агрессивное поведение Трампа и его администрации. А вдобавок — необходимость принимать жесткие решения в оборонной сфере на фоне военной эскалации в Европе.

Сам по себе Мерц — представитель старой школы ХДС, человек с сильной праволиберальной экономической и внешнеполитической позицией. Он трансатлантист по убеждениям, но прагматик на практике. Его стиль — более директивный и открытый, чем у Шольца, с ориентацией на возвращение порядка и дисциплины в политический процесс. В этом отношении он видит себя тем представителем Евросоюза, который способен найти общий язык с Трампом — несмотря на все различия в менталитете и модели поведения. Не исключено, что Трамп почувствует в Мерце достойного переговорщика, как это случилось в первую каденцию американского президента с Ангелой Меркель.

По отношению к России жесткий политический тон ФРГ сохранится, особенно в публичной риторике. Впрочем, Мерц — не сторонник изоляции от одного из ведущих мировых акторов как самоцели. При подходящей конфигурации — и если появится окно возможностей — он может вернуться к модели «контролируемого перезапуска» точечного диалога, особенно по темам безопасности и экономической стабильности в европейском регионе. Также возможен сдвиг к прагматизму за пределами медийного поля, особенно если будут нарастать усталость от украинского конфликта и его производных, а также давление со стороны бизнеса, руководства отдельных земель, предпринимательских и профессиональных объединений (групп интересов).

«До сих пор в Германии партийную дисциплину нарушать было не принято»

Мария Хорольскаяв
Мария Хорольская

Научный сотрудник Отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, автор Telegram-канала о политике Германии «Дверь в стене»:

Непонятно, кто конкретно решил Мерца в первом туре не поддержать, ведь голосование было тайным. Недовольные его кандидатурой есть как в самой ХДС/ХСС, так и среди членов коалиционного партнера — СДПГ. Далеко не все согласны с политикой Мерца, например, с инициативами по миграции. Да и сам он как политическая фигура для современной Германии довольно нетипичен: политики старой формации, да еще и делающие большие деньги в бизнесе, были характерны для Боннской республики. У многих вопросы вызывает его недавнее участие в работе инвестфонда BlackRock, который в Германии часто критикуют за недостаточно этичные инвестиции.

С другой стороны, недовольные кандидатами в канцлеры находились всегда, но до сих пор в Германии партийную дисциплину нарушать было не принято.

Можно предположить, что Мерца не избрали с первого раза не столько из-за его политики, сколько из-за личностного фактора. Многие отмечают сложности в налаживании коммуникации даже внутри собственной партии, которые Мерц, судя по всему, испытывает в том числе из-за своего характера. Его описывают как человека с сильным эго, который бывает несдержан, может резко высказываться или принимать скоропалительные, не всегда продуманные решения.

Впрочем, германской версией Дональда Трампа, несмотря на многие параллели, Мерца назвать нельзя. Все-таки у Трампа колоссальный разрыв со стилям предыдущих администраций, а Германия — это государство компромисса, что очень ярко проявляется в ее политике. Мерц просто не сможет принимать и тем более воплощать какие-то радикальные решения.

Мерцу предстоит разбираться с проблемами роста, наметившимся экономическим спадом, добиваться, чтобы из Германии перестали выводить бизнес, не допустить сокращения автопрома и остальной промышленности, а еще обновлять устаревшую инфраструктуру.

Да, он приходит с амбициозной программой экономического обновления. Но аналитикам и до скандального эпизода с неизбранием в первом туре было понятно, что в полной мере реализовать все это вряд ли получится. Принимая во внимание то, что сегодня произошло в бундестаге, Мерцу будет непросто вдвойне, ведь первостепенной задачей станет укрепление партийной дисциплины и коалиционного единства.

Если говорить о внешней политике, то здесь сильных изменений от Мерца ждать не стоит. Он сохранит приверженность Германии трансатлантическим отношениям и евроинтеграции, продолжит политику и на российском направлении — с поправкой на некоторый прагматизм. Что касается вопросов украинского урегулирования, участия во франко-британских инициативах — Мерц явно поддерживает не все из них. Так, Германия возражает против предложения Эмманюэля Макрона направить на Украину миротворческий контингент. Мерц наверняка это возражение повторит.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 15 мая 19:33
Под удар могут попасть танкеры и предприниматели
В мире, 13 мая 15:10
Губернатор «штата Одинокой звезды» не отдаст землю враждебным иностранцам
В мире, 8 мая 23:50
Понтификат Льва XIV может стать водоразделом в истории современного католицизма
В мире, 7 мая 14:15
Индо-пакистанский конфликт может завершиться в Пекине
Свежие материалы
Переговоры длились недолго
В мире,
Первая за три года встреча российской и украинской делегаций прошла в Стамбуле
Российский рынок оказался на американских горках
Финансы,
Акции упали, а затем резко выросли
Экономисты изучили проблемы инвалидов
Общество,
АТРЭ выпустило доклад о людях с ограниченными возможностями здоровья