Технический директор «Яков и партнеры Digital»
Корпорация Samsung начала свою историю в 1930-х годах с торговли рисом, сахаром и рыбой. И с амбицией «сиять, как звезда в небе, яркая и вечная». В 1960-х Южная Корея взяла курс на индустриализацию, и Samsung стала одним из главных бенефициаров государственной поддержки. В 1980-х годах компания вошла в рынок электроники, а ее прорыв в производстве чипов динамической оперативной памяти (DRAM) стал первым шагом к мировому лидерству. В 2000-х наступил переломный момент, когда Samsung вышла в лидеры по производству смартфонов, обойдя гигантов рынка. Сейчас Samsung продолжает укреплять свои позиции в технологической сфере, активно развивая направления, связанные с искусственным интеллектом, 5G и биотехнологиями.
История Samsung — это фактически слепок истории подъема экономики Южной Кореи, в котором сами корейцы выделяют три путеводные звезды.
Звезда № 1: создание рынков и индустрий
Под руководством президента Пак Чон Хи поствоенная страна перешла к стратегии экспортно ориентированного роста. Правительство создало благоприятные условия для развития крупной промышленности. Данные меры имели не универсальный характер, а, наоборот, были сфокусированы на нескольких корпорациях — так называемых чеболях: семейных конгломератах, чьему менеджменту государство верило.
Государство активно контролировало и координировало их деятельность, устанавливая долгосрочные цели по модернизации и экспорту товаров. В этот период Южная Корея сделала ставку на тяжелую и химическую промышленность, электронику и судостроение, что способствовало росту экспорта и созданию рабочих мест.
Государственная поддержка в виде налоговых льгот, беспошлинного импорта и льготных кредитов позволила этим корпорациям быстро расти. В 1983 году при мощной поддержке государства Samsung создала собственный чип DRAM, что сделало страну третьей в мире, выпустившей свой чип на 64 КБ. Государство также активно поддерживало проекты Samsung в области электроники, особенно производство телевизоров, микроволновых печей и другой бытовой техники для обеспечения конкуренции с японскими компаниями. Льготные кредиты позволяли компании снижать затраты на модернизацию производственных мощностей.
Господдержка в виде налоговых льгот, беспошлинного импорта и льготных кредитов в послевоенной Южной Корее имела не универсальный характер, а была сфокусирована на нескольких так называемых чеболях — семейных конгломератах, чьему менеджменту государство верило
Государственные заказы и масштабные инфраструктурные проекты в 1960–1980-х годах сыграли решающую роль в стимулировании спроса на внутреннем рынке. Правительство Южной Кореи инициировало строительство аэропортов, электростанций и других объектов, что дало импульс развитию промышленности и помогло чеболям укрепить свои позиции и выйти на мировые рынки.
К 2022 году крупнейшие чеболи, такие как Samsung, LG и Hyundai, генерировали до 23% ВВП страны, а объем экспорта достиг $683,6 млрд — во многом за счет высокотехнологичной продукции. В 2023 году правительство объявило о новых инвестициях в $230 млрд в полупроводниковую промышленность, реализацию которых возглавит Samsung. По прогнозам, к 2032 году Южная Корея будет обеспечивать 19% мирового рынка полупроводников.
Звезда № 2: регулирование внутреннего рынка и протекционизм
Ключевую роль в успехе чеболей сыграло содействие экспорту. В 1960-х годах правительство предоставляло налоговые льготы и субсидии экспортерам, стимулируя чеболи активно развивать международные направления. В 1970–1980-е годы правительство ввело ограничения на импорт. Тарифные и нетарифные барьеры на импорт автомобилей и электроники позволили южнокорейским компаниям укрепить позиции на внутреннем рынке и подготовиться уже к мировой экспансии.
Одним из способов регулирования рынка была ускоренная амортизация оборудования в начале 2000-х годов. Компании, инвестирующие в модернизацию техники, получали налоговые льготы, что стимулировало регулярное обновление оборудования и повышало спрос на внутреннем рынке.
Звезда № 3: НИОКР, кадры и инфраструктура
С 1960-х годов правительство внедрило программы для развития образования и повышения квалификации специалистов. К началу 2000-х около 30% студентов обучались на инженерных и технических специальностях. Кроме того, была создана сеть научно-исследовательских институтов, поддерживающих корпорации. Государственное финансирование НИОКР позволило этим институтам развивать технологии в области полупроводников, электроники, биотехнологий и ИТ.
В 1980–1990-х годах в Южной Корее на НИОКР выделялось около 1% ВВП, к 2022 году этот показатель достиг 4,8%, что является одним из самых высоких в мире
Уроки от Южной Кореи
Опыт Южной Кореи демонстрирует, как целенаправленная государственная политика, ориентированная на поддержку инноваций, образования и экспорта, может привести к впечатляющим экономическим достижениям.
Тем не менее, важно отметить, что Азиатский финансовый кризис 1997 года сильно ударил по экономике страны, выявив уязвимости в экономической модели, основанной на чеболях. Оказалось, что многие чеболи чрезмерно зависели от государственных субсидий, имели большие долги и потеряли эффективность управления. Например, банкротство таких компаний, как Kia Motors и Hanbo Steel, показало, что многим чеболям не хватало финансовой устойчивости, и повлекло отток иностранных инвесторов из страны.
Таким образом, несмотря на всю привлекательность государственной поддержки, сфокусированной на нескольких крупных игроках, важно учитывать недостатки такой модели и стремиться избежать монополизации и снижения рыночной конкуренции. Поэтому баланс между вмешательством государства и рыночными механизмами критичен для устойчивого роста, а политика поддержки промышленности должна нацеливаться на увеличение роли частного бизнеса, сохраняя при этом стратегическое участие государства в ключевых секторах.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag