«К сожалению, европейская сторона продолжает провоцировать торговые споры. С начала 2024 года Евросоюз ввел 31 торговое и инвестиционное ограничение в отношении Китая, включая 25 защитных торговых мер», — подсчитали в министерстве.
Заявление опубликовано в преддверии визита министра экономики Германии Роберта Хабека в Пекин. Цель поездки — обсудить недавнее заявление ЕС о вводе с 4 июля дополнительных пошлин в размере 17,4–38,1% на электромобили из Китая. Ввести их было решено в ходе восьмимесячного расследования Еврокомиссии.
По его результатам был сделан вывод о том, что КНР предоставляет своим автопроизводителям стимулирующие государственные субсидии по факту экспорта автомобилей, и это создает угрозу для европейских автомобильных компаний. Дополнительные пошлины на китайские электромобили (которые будут введены в дополнение к стандартной пошлине на ввоз автомобилей в ЕС в 10%) призваны нивелировать эффект такого стимулирования.
Ожидается, что немецкий министр экономики попытается смягчить возможные ответные меры со стороны КНР. С просьбой о введении таких мер к правительству КНР на днях обратились китайские автопроизводители. Предполагается, что они коснутся автомобилей из ЕС с бензиновыми двигателями большого объема.
Таким образом, предполагаемая ответная мера КНР поспособствует снижению углеродных выбросов, тогда как эффект от меры ЕС, наоборот, фактически ограничит распространение зеленых технологий с низким углеродным следом.
«Кажется вероятным, что Пекин поднимет пошлины до 25% на автомобили европейского производства с двигателями объемом 2,5 литра и выше», — приводит Reuters комментарий Джейкоба Гюнтера, ведущего аналитика берлинского китаеведческого института MERICS.
По словам эксперта, с одной стороны такой шаг продемонстрирует решимость властей КНР давать отпор торговой агрессии, а с другой — заставит немецких автопроизводителей активнее лоббировать отмену торговых ограничений, направленных против Китая.
Дело в том, что это ограничение всерьез ударит по экономике Германии, поскольку немецкие производители, в том числе Volkswagen AG, Mercedes-Benz Group AG и BMW AG, серьезно зависят от поставок из Китая.
Именно на Германию придется основная тяжесть вероятной ответной меры Китая, на который приходится треть совокупных продаж немецких автопроизводителей.
Евросоюз в целом тоже потеряет от торговой войны куда больше, чем Китай. Так, в 2023 г. экспорт автомобилей из ЕС в КНР составил €19,4 млрд ($20,8 млрд), тогда как экспорт из КНР в ЕС оказался вдвое меньше — €9,7 млрд.