Росавиация оценила безопасность полетов в гражданской авиации России в 2024 г. Количество авиапроисшествий выросло и в абсолютном, и в относительном выражении (на 100 тыс. часов налета воздушного парка), следует из данных ведомства. Этот обзор по безопасности полетов Росавиация распространила по руководителям компаний (копия документа имеется в распоряжении «Эксперта», его подлинность подтвердил близкий к правительству источник).
Происшествия с вертолетами преобладают по тяжести последствий, отмечает Росавиация: «Если в 2023 году при полетах на вертолетах погибли 10 человек (на самолетах — 2 человека), то в 2024 году при полетах на вертолетах погибли 32 человека (на самолетах — 4 человека)». Самым тяжелым происшествием стала катастрофа Ми-8 компании «Витязь-Аэро» на Камчатке (пилоты потеряли ориентацию в густом тумане, и машина столкнулась с сопкой), в которой погибли 22 человека: 19 пассажиров и три члена экипажа.
Росавиация спрогнозировала относительную аварийность в гражданской авиации по итогам еще не завершившегося 2024 г. Эта оценка исходит из количества аварий и жертв на каждые 100 тыс. часов налета и является более объективной, как уточняет само ведомство. Базовая предпосылка прогноза — рост налета парка воздушных судов по итогам года на 5% и количества перевезенных пассажиров на 6%. Главное из выводов, сделанных ведомством:
- относительное число авиапроисшествий в 2024 г. составит 0,56 (тогда как среднее значение этого показателя за пятилетний период с 2018 по 2022 гг. — 0,45);
- относительное число катастроф в 2024 г. — 0,21 (среднее пятилетнее значение — 0,18);
- относительное число погибших (на 1 млн перевезенных пассажиров) в 2024 г. — 0,33 (среднее пятилетнее — 0,38).
Представитель Росавиации подтвердил, что в этом году наблюдалось увеличение числа авиапроисшествий. Это может быть связано с ростом налета воздушных судов, пассажирооборота и пассажиропотока авиакомпаний. Однако с самолетами массой более 5700 кг (магистральная авиация) на регулярных рейсах в этом году произошла лишь одна авария, в которой не было жертв. «Другие аварии произошли при осуществлении нерегулярных рейсов, в том числе в ходе выполнения авиаработ, существенное их число — на вертолетах», — подтвердил «Эксперту» представитель Росавиации Артем Кореняко.
Сертификаты на выполнение полетов у авиакомпаний, у которых произошли аварии или катастрофы, были аннулированы или приостановлены, добавил собеседник. Это, например, перевозчики «Витязь-Аэро» (туристический вертолетный оператор на Камчатке), «Вятка-Авиа» (экипаж выполнял в октябре санитарный рейс, и вертолет Ми-2 рухнул в лесу в Кировской области) и «Авиахим Югтост 26» (Ан-2 этой компании с парашютистами на борту совершил жесткую посадку в районе Ессентуков; позднее выяснилось, что компания имела право выполнять только лесоавиационные работы).
Причины авиапроисшествий с вертолетами
Среди причин авиапроисшествий с вертолетами наибольшее влияние в этом году оказывали отказы техники (3 авиапроисшествия, в 2023 г. происшествий из-за отказов не было), сообщает Росавиация. По предварительным результатам расследований, две аварии явились следствием отказа трансмиссии (с вертолетом Ми-171А2 авиакомпании «Баргузин» в сентябре и с «Ансатом» компании «Национальная служба санитарной авиации» в Нижегородской области в октябре), одна катастрофа произошла из-за отказа двигателя (с вертолетом Ми-8МТВ компании «Панх» в Пакистане в сентябре этого года). Отмечается, что авария с Ми-171А2 произошла впервые с начала эксплуатации этого типа вертолета в 2017 г.
По итогам анализа безопасности полетов Росавиация рекомендовала авиакомпаниям и организациям гражданской авиации изучить статистику и обозначенную тенденцию вместе с командно-летным, инструкторским, инспекторским составами, членами летных экипажей и инженерами, говорится в обзоре. Кроме этого, авиаперевозчикам рекомендовано провести дополнительную оценку эффективности принятых мер по выявленным факторам опасности, следует из документа.
«Увеличение количества тяжелых авиапроисшествий и числа погибших — очень негативный фактор, вызывающий тревогу, — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев. — Но говорить о тенденции по результатам одного года — ошибка. Равно как было ошибочным говорить и о существенном повышении уровня безопасности полетов после двух относительно благополучных прошлых лет».
По мнению Олега Пантелеева, на рост аварийности вряд ли могли повлиять введенные в 2022 г. масштабные антироссийские санкции: «Допустим, когда вертолет столкнулся с поверхностью земли, — а это была одна из наиболее резонансных катастроф с большим количеством жертв (речь о катастрофе Ми-8 „Витязь-Аэро“ на Камчатке. — „Эксперт“), — на санкции это происшествие не спишешь». В целом, отмечает директор «Авиапорта», вертолетная техника комплектуется преимущественно агрегатами и системами отечественной разработки и во многих случаях отечественного производства, поэтому о влиянии санкций говорить не приходится.
«Проблемы с безопасностью полетов существовали еще задолго до введения санкций. И одной из главных проблем является деградация общей культуры безопасности полетов», — считает основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков. В целом нужно больше внимания уделять персоналу авиаперевозчиков: их обучению, подготовке, контролю, считает Олег Пантелеев из «Авиапорта». Именно в этом, по его мнению, основной резерв повышения уровня безопасности полетов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag