«Европейская комиссия ввела временные компенсационные пошлины на импорт аккумуляторных электромобилей (BEV) из Китая», — говорится в сообщении.
Указано, что временные дополнительные пошлины будут применяться с 5 июля 2024 г. в течение 4 месяцев. В ЕК ожидают, что за этот срок голосованием государств-членов ЕС будет принято окончательное решение, которое утвердит постоянные пошлины на 5-летний срок.
До такого решения временные пошлины фактически не будут взиматься, экспортеры должны будут лишь обеспечить их банковскими гарантиями.
Отмечается, что по итогам девяти месяцев расследования ЕК пришла к выводу, что китайские производители получают несправедливое преимущество от субсидий, выделяемых властями КНР. По мнению регулятора, это создает угрозу производителям в Евросоюзе.
Чтобы нивелировать эффект такого субсидирования, на импортируемые в ЕС электромобили китайского производства вводятся дополнительные пошлины, размер которых зависит от марки. Они дополняют существующую стандартную пошлину на ввоз автомобилей в ЕС в 10%.
Так, электромобили китайской государственной компании SAIC Motor Corp., владеющей британским брендом MG, обложены дополнительной пошлиной в 37,6%, в результате совокупный размер импортных пошлин на них теперь составляет 47,6%.
Электромобили Geely Holding Group, владеющей брендами Volvo и Polestar, облагают дополнительной пошлиной в 19,9%, а электромобили BYD — 17,4%. Суммарные тарифы на них составляют 29,9% и 27,4% соответственно.
Остальные автопроизводители КНР поделены на две группы: дополнительной пошлиной в 20,8% облагается продукция тех компаний, которые сотрудничали с Еврокомиссией в ходе ее расследования, а по ставке 37,6% — тех, кто от сотрудничества отказался.
Илон Маск просит пощады
Отдельно отмечено, что при утверждении постоянных пошлин рассчитанную в индивидуальном порядке ставку может получить продукция Tesla. Компания Илона Маска ранее обратилась к Еврокомиссии с просьбой о таком послаблении, мотивируя это тем, что не пользуется столь существенной господдержкой, как китайские компании, сообщали в Bloomberg. Пока что электромобили Tesla, собираемые на заводе в Шанхае, подпадают под дополнительную пошлину в 20,8%, поскольку компания сотрудничала с ЕК.
Для Tesla размер европейских пошлин довольно чувствителен — на продукцию компании приходится почти 40% годового импорта электромобилей китайского производства в Евросоюз. Так, по данным HSBC, за 2023 г. туда было ввезено 455 тыс. электрокаров, собранных на заводах в КНР. Из них 171 тыс. — марки Tesla, 118 тыс. — SAIC, 60 тыс. — Renault, 49 тыс. — Geely, 26 тыс. — BMW, 16 тыс. — BYD, и 16 тыс. — прочих марок.
Напомним, в январе 2024 г. глава Tesla Илон Маск призвал к жестким мерам против китайских производителей, предупредив, что без торговых барьеров они «уничтожат» мировых конкурентов. После повышения тарифов со стороны США в мае миллиардер резко поменял точку зрения и открестился от своих прошлых высказываний.
«Ни Tesla, ни я не просили об этих тарифах, на самом деле я был удивлен, когда о них объявили. Все, что препятствует свободной торговле или мешает рынку, плохо. Tesla довольно успешно конкурирует на рынке Китая без тарифов и почтительной поддержки. Я за отсутствие тарифов», — заявил он.
Раскол накануне торговой войны
В заявлении ЕК говорится о продолжающихся переговорах ЕС с Китаем. Напомним, в Минкоммерции КНР заявляли, что эскалация разногласий со стороны Евросоюза может спровоцировать торговую войну. Так, китайские автопроизводители обратились к правительству КНР с просьбой о введении ответных мер против ЕС.
При этом Евросоюз в целом потеряет от торговой войны куда больше, чем Китай. Так, в 2023 г. экспорт автомобилей из ЕС в КНР составил €19,4 млрд ($20,8 млрд), тогда как экспорт из КНР в ЕС оказался вдвое меньше — €9,7 млрд.
В Евросоюзе нет консенсуса по вопросу пошлин на китайские электромобили: «за» высказываются власти Франции, Италии и Испании, «против» — Германии, Венгрии, Норвегии и Швеции. Предметом острых дискуссий вопрос остается в Греции, Ирландии, Польше и Чехии.
Громче всех против ввода новых пошлин выступают в Берлине. Дело в том, что это ограничение всерьез ударит по экономике Германии, поскольку немецкие производители, в том числе Volkswagen AG, Mercedes-Benz Group AG и BMW AG, серьезно зависят от поставок из Китая. Кроме того, именно на Германию придется основная тяжесть вероятной ответной меры Китая, на который приходится треть совокупных продаж немецких автопроизводителей.