Интервью

Reuters: нападения в Красном море увеличили парниковые выбросы от морских перевозок на четверть

Reuters: нападения в Красном море увеличили парниковые выбросы от морских перевозок на четверть
Фото: YAHYA ARHAB/EPA/ТАСС
Выбросы углекислого газа от морских перевозок существенно выросли в результате увеличения протяженности транспортных маршрутов на фоне нападений хуситов в Красном море. Выбросы от каждого контейнера за одно прохождение по маршруту увеличились почти на четверть: с 1,07 до 1,35 тонн, или на 0,28 тонны. Об этом пишет Reuters со ссылкой на собственный анализ данных платформы ShipsGo о передвижении более 6 тыс. контейнеровозов за период с 15 декабря 2023 г. по 31 марта 2024 г.

Дополнительные выбросы от одного судна, перевозящего 10 тыс. контейнеров, составляют в среднем 2849 тонн за одно плавание. Для сравнения, средний автомобиль с двигателем внутреннего сгорания производит 4,6 тонны выбросов углекислого газа в год.

Ежегодно во всем мире 6 тыс. контейнеровозов доставляют товары на сумму порядка $7 трлн. Крупнейший в мире контейнеровоз способен перевозить 24 тыс. контейнеров. Всего же в мировом океане единовременно находится порядка 100 тыс. транспортных судов, включая сухогрузы и танкеры.

Напомним, хуситы нападают на торговые суда в водах близ Йемена с ноября 2023 г., выступая таким образом против коалиции Запада и Израиля после его операции в секторе Газа, проведенной в ответ на атаку ХАМАС. Отказываться от транзита через Суэцкий канал морские перевозчики начали в декабре, а после 11 января, когда США и их союзники начали военную операцию против хуситов, отказы стали массовыми.

Красное море — критически важный транзитный пункт, через него проходило 15% мировой морской торговли, включая 8% торговли зерном, 12% — нефтью и 8% — сжиженным природным газом. Такую статистику в январе приводили США и их союзники в совместном заявлении в связи с напряженностью в регионе.

В результате нападений в Красном море мировая торговля сократилась почти на 1,5%, а перевозки через Суэцкий канал — на 80%.

Отказываясь от транзита через Красное море, перевозчики вынуждены пользоваться маршрутом вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды. Такое плавание оказывается в среднем на две недели дольше, в результате протяженность маршрутов увеличилась на 30–50%.

«Типичное 30-дневное путешествие превращается в 40-дневное» — приводит Reuters слова Криса Роджерса, главы отдела исследований цепочки поставок в S&P Global.

Существенное увеличение протяженности маршрутов и времени доставки вынудило многие компании перевозить часть своих товаров по воздуху и суше. Но оба варианта приводят к существенно большему объему выбросов, чем морские перевозки. Reuters приводит данные Массачусетского технологического института (MIT), согласно которым перевозки грузовыми автомобилями в расчете на тонну выбросов за милю пути дают в 10 раз больше выбросов, чем транспортировка по морю, а дальние авиаперевозки — в 47 раз.

До кризиса в Красном море на долю мирового судоходства приходилось 2,9% мировых выбросов углекислого газа. Этот сектор избегает сборов и налогообложения своего углеродного следа, поскольку большая часть мирового океана не находится под юрисдикцией государств. Отмечается, что в настоящее время 20 стран и региональных организаций в поддерживают предложения по введению налога на выбросы для грузоотправителей. Они заявляют, что такая мера позволит привлекать более $80 млрд в год, которые следует направить на меры по сокращению выбросов, включая разработку низкоуглеродного топлива.

«Изменения, которые необходимы для сокращения выбросов, гораздо более трансформационные», — уверен руководитель по глобальной экологической политики и стратегии Unilever Томас Лингард.

Отмечается, что сокращению глобальной углеродной эмиссии способствует локализация операций и сокращение логистических цепочек — направление, по которому сегодня движется большое число компаний. В частности, многие из них обращаются к услугам поставщиков, расположенных вблизи рынков сбыта. К этому привели не только атаки в Красном море, но и другие сбои в глобальной цепочке поставок — от последствий пандемии COVID-19 до антироссийских санкций и ситуации на Украине.

Последние материалы
«Качество заявок, приходящих на ММКФ, растет. Выбирать становится все сложнее»
Программный директор ММКФ Иван Кудрявцев о прошедшем фестивале
Рынок встретил американского посланника подъемом
Финансы,
Инвесторы ждут геополитического прорыва
В Кремле провели встречу на Эльбе
В мире,
Что президент Путин обсудил со спецпосланником Трампа