Интервью

Кузбасс выходит на дорогу

Кемеровской области определили квоту вывоза угля

Кузбасс выходит на дорогу
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
На заседании подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора экономики и отдельных ее отраслей, состоявшемся 27 декабря под председательством вице-премьера России Александра Новака, объявлено о решении обеспечить в 2025 г. вывоз угля из Кемеровской области по железной дороге не менее 54,1 млн тонн в восточном направлении. А вот уголь из Якутии, Бурятии, Хакассии, Тывы, Иркутской области и других регионов, который ранее вывозился на Восток по специальной квоте, как и из Кемеровской области, теперь будет транспортироваться в соответствии с правилами недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Уголь не важнее хлеба

Как заявил 23 декабря ТАСС глава Минтранса Роман Старовойт, правительство России приняло решение о вводе правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре страны с 1 января 2025 г. — в соответствии с ними приоритетность вывоза угля по железной дороге снижена с третьей очереди до шестой.

По словам Старовойта, это сделано для того, чтобы доступ к экспорту имел не только уголь, но и более высокодоходные для экономик регионов и РЖД грузы: «Многие регионы заинтересованы, чтобы их продукция — хлеб, металлы, минеральные удобрения, контейнеры — тоже имели возможность доступа к Восточному полигону и выходы на порты Дальнего Востока» (цитата по ТАСС).

Специалисты уже подсчитали, как благодаря принятым решениям изменится в следующем году объем транспортировки угля в восточном направлении. «Есть все основания полагать, что экспорт угля на Восток в первый год (2025. — „Эксперт“) может снизиться на 20 млн тонн. Но этот объем практически сразу же займут высокодоходные грузы, в том числе черные и цветные металлы», — заявила «Эксперту» основатель проекта N.Trans Lab Мария Никитина. Кроме того, по ее словам, в восточном направлении следует ожидать и резкого увеличения перевозок контейнеров, которые используются для доставки в нашу страну импортных товаров.

Дисконт не помогает

Угольная отрасль в этом году оказалась охвачена жестким кризисом. По данным Росстата, за первые девять месяцев текущего года сальдированный убыток российских угольщиков составил 91,3 млрд руб. против прибыли свыше 380 млрд руб. годом ранее. При этом прибыльных угольных компаний у нас осталось меньше половины от работающих, тогда как в прошлом году было почти две трети. Аналитики прогнозируют, что в целом по году убытки отрасли почти наверняка превысят 100 млрд руб.

По прогнозам Международного энергетического агентства, если добыча угля в России по итогам года вырастет на 1,3 млн тонн, то его экспорт сократится почти на 6,5% — с 213 до 199 млн тонн.

Первая и самая главная причина кризиса — это обвальное падение цен на уголь после их аномального взлета два с половиной года назад. Так, по данным MarketWatch, средняя цена на энергетический уголь в австралийском порту Ньюкасл — крупнейшем угольным хабе в Азиатско-Тихоокеанском регионе — снизилась с пика 2022 г. почти в 2,4 раза, с $319 до $133 за тонну.

Вторая причина — это довольно высокий дисконт на российский уголь, который сохраняется на азиатском рынке. Если в конце 2022 г. скидка на наш коксующийся уголь, добываемый в Кузбассе и отгружаемый из портов Дальнего Востока, зачастую превышала 50%, то теперь, по данным Kept, она составляет 33% к ценам на аналогичный уголь из Австралии.

Наконец, третья причина — это введение Китаем импортных пошлин на энергетический уголь в размере 6% и на коксующийся уголь в размере 3%. Китай — крупнейший в мире производитель и импортер угля. Эта страна добывает свыше 4,6 млрд тонн угля и еще примерно 10% от этого объема импортирует. При этом для российских угольщиков Китай стратегически важен, так как они отправляют туда немногим менее половины всего своего экспорта — порядка 100 млн тонн по итогам 2023 г. Однако в 2024 г. российские угольщики стали терять свою долю рынка КНР. Только по итогам первых семи месяцев нынешнего года экспорт угля из России в КНР в натуральном выражении снизился на 10%, до 54,4 млн тонн, а в денежном — почти в 1,7 раза, до $5,5 млрд, по данным Главного таможенного управления КНР. В результате, по данным Центра ценовых индексов, доля нашего угля в суммарном экспорте этого сырья в Китай снизилась с 23 до 18%.

Не лучше обстоят дела и с экспортом нашего угля второму крупнейшему потребителю этого ресурса — Индии. По данным агентства BigMint, за первые 9 месяцев текущего года он сократился почти на четверть, до 6,1 млн тонн.

Теоретически в этой ситуации наши угольщики должны были переориентироваться на внутренний рынок. Но проблема в том, что темпы сокращения выпуска черных металлов (на их выплавку идет коксующийся уголь) в последние месяцы достигли двузначных величин. И изменение ситуации можно ожидать не ранее чем через год-полтора.

Схожее положение дел в энергетике. В соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 г. мощность угольных ТЭС в нашей стране должна сократиться с нынешних 37,6 до 35,9 ГВт, что предполагает и сокращение поставок угля.

Кузбасс борется с кризисом

Больше всего кризис в угольной отрасли отразился на Кузбассе — главном угледобывающем регионе страны. Губернатор Кемеровской области Илья Середюк во время прямой линии с жителями региона 11 декабря заявил, что добыча угля в регионе в нынешнем году составит всего 196 млн тонн. Это примерно на 8,4% меньше, чем годом ранее.

По словам главы Кузбасса, такое падение связано с недружественными действиями западных стран, из-за которых угольный экспорт пришлось переориентировать на восточное направление, где, в свою очередь, возникают проблемы с пропускной способностью железной дороги: «В летние месяцы у нас доходило до того, что до 200 составов уже готовой угольной продукции у нас стояли на железнодорожных путях — мы не могли выйти на Транссиб. Сейчас ситуация улучшается, но вместе с тем мы не выходим на те параметры, которые готовы выдать наши угольщики» (цитата по ТАСС).

Губернатор подчеркнул, что бюджет Кемеровской области уже недополучил 56 млрд руб. из-за ситуации, сложившейся в угольной отрасли: «До конца года мы прогнозируем, что эта цифра составит минус 65 млрд рублей. Это колоссальные деньги для региона, они сдерживают наши возможности по развитию» (цитата по Интерфакс).

Таким образом, решение властей предоставить возможность Кузбассу, который обеспечивает почти половину всей добычи угля, вывезти в восточном направлении 54,1 млн тонн вполне закономерно, равно как и воздержаться от введения аналогичных квот для других регионов.

Перевозки угля (вне зависимости от квот) и так много лет субсидируются, что лишь усугубляет ситуацию в угольной отрасли. «У нас существует драматический перекос государственного регулирования в транспортной сфере в пользу угля», — заявила «Эксперту» Мария Никитина.

По ее словам, вклад угольной отрасли в ВВП страны на горизонте 2017–2022 гг. составил всего 0,4%, что несопоставимо с теми преференциями, которые получает эта отрасль: «Существующие объемы экспорта угля занимают 44% железнодорожной транспортной инфраструктуры, тогда как на уголь приходится всего 4% нашего экспорта. Угольная отрасль получает порядка 200 млрд рублей ежегодно в виде перекрестного субсидирования, а именно более высоких тарифов, которые оплачивают другие отрасли производства. При этом порядка 700 млрд рублей наша экономика теряет за счет приоритетного проезда угля по железной дороге по дефицитным направлениям и из-за правил недискриминационного доступа».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Пустые вагоны мешают движению полных
Как южные порты могут стать воротами в страны АТР
Промышленность, 21 авг 10:00
Как работает «АНТ Технолоджис»
Основной стивидор Большого порта Санкт-Петербурга удержал высокий уровень грузооборота и корпоративных стандартов
Свежие материалы
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
Мемкоины Трампов потрясли курс криптовалют
Финансы,
Биткоин и Solana обновили исторический максимум