Войти
Интервью

Автомобильный рынок меняет приоритеты

По всему миру продается все больше автомобилей из КНР

Автомобильный рынок меняет приоритеты
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС
Доля китайских автомобилей в статистике продаж в России в 2024 г. бьет новые рекорды. По данным «Автостата», на долю «китайцев» приходится уже около 60% автомобилей, и если бы не Lada Granta и Vesta, то она была бы еще больше. В премиальном сегменте китайцы контролируют уже более 70% рынка. Среди дорогих машин лишь BMW и Mercedes-Benz, которые завозят к нам параллельным импортом, еще сопротивляются китайским брендам. В активности китайских марок в России нет ничего удивительного — традиционные производители покинули рынок и освободили для них нишу. Но если посмотреть на мировую статистику, то выяснится, что китайские марки медленно, но верно увеличивают свое присутствие и на других рынках сбыта, в странах, которые не подверглись санкционному давлению.

За 30 лет объем производства автомобилей в Китае вырос в десятки раз. Если в 80-х годах прошлого века в Китае выпускали около 500 тысяч машин в год, то сейчас — почти 30 млн автомобилей. Экспорт машин из Китая непрерывно растет уже 15 лет. Крупнейшим мировым экспортером Китай стал по итогам первой половины 2023 г. — страна экспортировала более 2,3 млн авто (+76,9% по сравнению с первыми 6 месяцами 2022 г.), в то время как Япония смогла поставить около 2 млн машин.

В 2024 г. Китай увеличил отрыв от преследователей. Ожидается, что по итогам этого года экспорт автомобилей из Китая превысит отметку в 6 млн автомобилей, что станет абсолютным рекордом (только за первые 8 месяцев 2024 г. экспорт составил почти 4,1 млн машин, что на 39% больше, чем в 2023 г.).

Самым важным экспортным рынком для Китая за первые 8 месяцев 2024 г. стала Россия — более 700 тысяч машин. На втором месте идет Мексика, далее ОАЭ и Бразилия, а замыкает пятерку Бельгия (но с этой страной статистика лукавит).

При этом растет не только количество отправленных на экспорт автомобилей, но и их цена. Так, в 2021 г. один отправленный на экспорт автомобиль стоил в среднем $16 тыс., в 2022 г. — $18 тыс., а в 2024 г. речь идет о сумме в $19 тыс.

Главные экспортные рынки автомобилей для Китая (январь—август 2024 года)

Главные экспортные рынки автомобилей для Китая

Главные экспортные рынки электромобилей и гибридов для Китая (январь—август 2024 года)

Главные экспортные рынки электромобилей и гибридов для Китая

Мексика

По итогам первых 8 месяцев 2024 г. Мексика занимает второе место в списке главных экспортных рынков для китайских автомобилей. Однако в отличие от России автопром Поднебесной не доминирует в этой стране. Мало того, если у нас китайские компании проигрывают только Lada с ее дешевыми моделями, то в Мексике китайский автопром не входит даже в лидирующую десятку.

По данным аналитического агентства Focus2move, главные марки на мексиканском рынке — это Nissan (164 261 шт. за первые 8 месяцев 2024 г.), Chevrolet (126 721 шт.) и Volkswagen (86 483 шт.).

Самая популярные китайская компания в Мексике — это JAC, но она занимает лишь 15 место в списке самых популярных в стране. На втором месте среди «китайцев» идет незнакомая нам марка Chirey. Но на самом деле это Chery. Просто в Мексике права на бренд Chery принадлежат американскому бизнесмену Малкольму Бриклину.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ идет в 2024 г. на третьем месте в списке основных получателей китайских машин. Однако и здесь китайские бренды находятся не в лидерах.

На первых местах в Эмиратах «японцы»: Toyota, Nissan и Mitsubishi. На четвертом стоит компания MG, которая хоть и принадлежит китайской компании SAIC Motor, но считается британской. Замыкает пятерку Hyundai.

Самый же лучший «китаец» по продажам в ОАЭ — это JAC, который идет на 10 месте.

Бразилия

Бразильский авторынок по объему продаж превосходит российский. Если у нас в январе—октябре продали чуть больше 1,3 млн машин, то в Бразилии — 1,99 млн, что на 14,68% больше, чем в предыдущем году.

По данным Focus2move, лидер бразильского авторынка — это итальянский FIAT (более 422 тысяч машин). В тройку также входят немецкий Volkswagen (320 тыс. шт.) и американский Chevrolet (252 тыс. шт.).

Но 2024-й можно смело назвать годом китайской марки BYD, которая выпускает гибриды и электрокары. Спрос на модели этого бренда в Бразилии в 2024 г. вырос сразу на 534%, до 53 тыс. машин. BYD смогла подняться в этом году в рейтинге сразу на 10 позиций и сейчас занимает 7 место в списке самых популярных в стране.

Бельгия

Бельгия на пятом месте, но статистика в данном случае лукавит. Действительно, более 182 тысяч автомобилей ввезено в эту страну с января по август 2024 г. Но это не означает, что бельгийский рынок завоеван китайским автопромом. Просто многие машины из Китая прибывают по морю в порты Бельгии и там оформляются для ввоза в Европу. Еще один интересный факт — практически все отправленные в Бельгию автомобили относятся к категории подзаряжаемых гибридов или электромобилей.

Сейчас самые популярные бренды в Бельгии: BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi и Peugeot. Продают в Бельгии и «китайцев», главным образом BYD. Но этот бренд занимает лишь 23 место в списке самых популярных, хотя демонстрирует прекрасную динамику — плюс 485%. Но в абсолютных цифрах BYD все еще сильно проигрывает «немцам». Если BMW и Volkswagen только за октябрь 2024 г. продали более 40 тыс. машин, то BYD — лишь 2 071 машину.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 25 ноя 13:46
Как китайские бренды чувствуют себя на российском авторынке
Авто, 22 ноя 14:48
Европейские электромобили проигрывают конкуренцию китайским и американским
Авто, 17 окт 17:25
У европейского автопрома растут издержки
Авто, 9 окт 09:00
В китайских автомобильных марках ориентируются не более 10% россиян
Свежие материалы
Владимир Путин призвал генеративные модели на госслужбу
Президент поручил провести стратегическую сессию по развитию ИИ в РФ
Технократ переходного периода
В мире,
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Молодым в IT у нас дорога
Промышленность,
Бизнес стал еще лояльнее к разработчикам без опыта