Интервью

Дети дорогого стоят

Желание завести ребенка выше всего у россиян с доходами 80–120 тыс. рублей

Дети дорогого стоят
Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Основной фактор, который влияет на решение семьи завести ребенка, это финансовые возможности его содержания. Так считает почти половина респондентов, опрошенных компанией «Яков и партнёры» и исследовательским холдингом РОМИР. Данные приводятся в очередном совместном отчете «Новое российское общество: динамика настроений граждан». На втором и третьем месте — доступность и качество медицинской помощи и просто желание иметь детей. Государственная поддержка семей по степени важности оказалась лишь на пятом месте. А важный для женщин фактор при принятии решения об увеличении семьи — улучшение условий декретного отпуска.

Отвечая на вопрос «Собираетесь ли Вы завести ребенка в обозримом будущем?», 16% респондентов ответили утвердительно, причем 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года. Треть россиян намерены сделать это в течение 2–3 ближайших лет. Впрочем, 61% на данный вопрос ответили отрицательно, а 23% затруднились ответить. Больше всего хотят завести ребенка респонденты без детей — 18%, и с одним ребенком — 17%. Доля желающих завести ребенка снижается до 11% у семей, имеющих двоих детей, но вновь возрастает у имеющих троих и более детей (14%).

Чаще всего изъявляют желание завести детей респонденты из поколения Y (20–37 лет — 27%), а реже всего — представители поколения X (38–58 лет — 8%). При этом эксперты отметили примечательную закономерность: чем больше у опрошенных доходы, тем выше у них желание родить детей. 19% представителей поколения Y собираются завести детей уже в ближайшие 3 года, а 18–19-летние откладывают планы завести детей на более отдаленное будущее.

Заметнее всего (с 16% до 23%) доля желающих завести ребенка растет при переходе от уровня дохода в 20–80 тыс. руб. в месяц (к этой категории в 2023 г. относилось 85% россиян) на уровень в 80–120 тыс. руб. в месяц. Когда уровень дохода превышает 120 тыс. руб. в месяц, доля желающих завести ребенка продолжает расти, хотя и не так интенсивно, и достигает 26%. Завести детей в ближайший год чаще всего собираются респонденты с уровнем дохода 20–80 тыс. руб. в месяц (49%), остальные группы рассматривают более отдаленную перспективу.

Более склонны заводить детей респонденты из малых населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек (22%). Наибольшее желание иметь детей зафиксировано у жителей Дальневосточного федерального округа (24%), наименьшее — у жителей Сибирского федерального округа (13%).

«Для всех респондентов вне зависимости от их возраста, уровня дохода и места жительства главным фактором при принятии решения о рождении ребенка остаются финансовые возможности. При этом факторы, влияющие на решение завести ребенка, практически одинаковы у женщин и мужчин», — отметила директор института «Яков и партнёры» и соавтор исследования Елена Кузнецова.

«Для респондентов в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%). А для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», — добавила она.

По словам исполнительного директора РОМИР Инны Караевой, исследование показало, что наиболее эффективными мерами господдержки, нацеленными на повышение рождаемости, являются улучшение условий декретного отпуска (35%), повышение доступности и качества медицинской помощи (34%), увеличение материнского капитала (33%), тогда как пропаганда многодетности занимает среди всех факторов последнее место (18%).

«Значимость факторов различается для респондентов из разных категорий, — пояснила она. — Для женщин важнее улучшение условий декретного отпуска (52%) и качества медицинской помощи (49%), для респондентов в возрасте 20–37 лет в число главных факторов входит повышение доступности детских садов и кружков (24%), а для зумеров — расширение программы семейной ипотеки (35%)».

В федеральных округах, где процент желающих завести детей самый низкий (Южном, Северо-Кавказском и Сибирском), значимую роль играют такие факторы, как повышение доступности детских садов и кружков (32%), а также расширение программы семейной ипотеки.

Для россиян с высоким уровнем дохода самым важным фактором является повышение доступности детских садов и кружков (36%). В топ-3 для респондентов с высоким доходом также входит повышение доступности детского отдыха (31%). На последнем месте возможность совмещения семейной жизни с карьерой — она имеет значение лишь для 8% респондентов.

Исследование было проведено в мае 2024 г. на базе социально-измерительной системы РОМИР, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамике, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.

Материалы по теме:
Общество, 17 янв 17:38
Наша страна вошла в десятку самых интеллектуально развитых
Общество, 15 дек 12:43
Магазины игрушек конкурируют с торговлей внутри компьютерных игр
Общество, 15 ноя 11:27
Успех человека в жизни зависит от того, на который час он заводит свой будильник
Общество, 15 окт 10:43
Россияне считают полезным экономическое и научное международное сотрудничество, а зарубежные ценности и культуру — вредными
Свежие материалы
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений
Что будет с финансовыми рынками при Трампе
Американские фондовые индексы выросли, Китай и нефть дешевеют
Новые санкции против России не помешали ее внешней торговле
Экономика,
Сальдо счета текущих операций РФ в 2024 г. выросло