Отвечая на вопрос «Собираетесь ли Вы завести ребенка в обозримом будущем?», 16% респондентов ответили утвердительно, причем 7% признались, что сделают это уже в течение ближайшего года. Треть россиян намерены сделать это в течение 2–3 ближайших лет. Впрочем, 61% на данный вопрос ответили отрицательно, а 23% затруднились ответить. Больше всего хотят завести ребенка респонденты без детей — 18%, и с одним ребенком — 17%. Доля желающих завести ребенка снижается до 11% у семей, имеющих двоих детей, но вновь возрастает у имеющих троих и более детей (14%).
Чаще всего изъявляют желание завести детей респонденты из поколения Y (20–37 лет — 27%), а реже всего — представители поколения X (38–58 лет — 8%). При этом эксперты отметили примечательную закономерность: чем больше у опрошенных доходы, тем выше у них желание родить детей. 19% представителей поколения Y собираются завести детей уже в ближайшие 3 года, а 18–19-летние откладывают планы завести детей на более отдаленное будущее.
Заметнее всего (с 16% до 23%) доля желающих завести ребенка растет при переходе от уровня дохода в 20–80 тыс. руб. в месяц (к этой категории в 2023 г. относилось 85% россиян) на уровень в 80–120 тыс. руб. в месяц. Когда уровень дохода превышает 120 тыс. руб. в месяц, доля желающих завести ребенка продолжает расти, хотя и не так интенсивно, и достигает 26%. Завести детей в ближайший год чаще всего собираются респонденты с уровнем дохода 20–80 тыс. руб. в месяц (49%), остальные группы рассматривают более отдаленную перспективу.
Более склонны заводить детей респонденты из малых населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек (22%). Наибольшее желание иметь детей зафиксировано у жителей Дальневосточного федерального округа (24%), наименьшее — у жителей Сибирского федерального округа (13%).
«Для всех респондентов вне зависимости от их возраста, уровня дохода и места жительства главным фактором при принятии решения о рождении ребенка остаются финансовые возможности. При этом факторы, влияющие на решение завести ребенка, практически одинаковы у женщин и мужчин», — отметила директор института «Яков и партнёры» и соавтор исследования Елена Кузнецова.
«Для респондентов в возрасте 18–19 лет в число главных факторов входят также качество образования (25%) и возможность совмещения семейной жизни с профессиональной карьерой (25%). А для опрошенных жителей городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, вторым по значимости фактором является безопасность для ребенка (23%)», — добавила она.
По словам исполнительного директора РОМИР Инны Караевой, исследование показало, что наиболее эффективными мерами господдержки, нацеленными на повышение рождаемости, являются улучшение условий декретного отпуска (35%), повышение доступности и качества медицинской помощи (34%), увеличение материнского капитала (33%), тогда как пропаганда многодетности занимает среди всех факторов последнее место (18%).
«Значимость факторов различается для респондентов из разных категорий, — пояснила она. — Для женщин важнее улучшение условий декретного отпуска (52%) и качества медицинской помощи (49%), для респондентов в возрасте 20–37 лет в число главных факторов входит повышение доступности детских садов и кружков (24%), а для зумеров — расширение программы семейной ипотеки (35%)».
В федеральных округах, где процент желающих завести детей самый низкий (Южном, Северо-Кавказском и Сибирском), значимую роль играют такие факторы, как повышение доступности детских садов и кружков (32%), а также расширение программы семейной ипотеки.
Для россиян с высоким уровнем дохода самым важным фактором является повышение доступности детских садов и кружков (36%). В топ-3 для респондентов с высоким доходом также входит повышение доступности детского отдыха (31%). На последнем месте возможность совмещения семейной жизни с карьерой — она имеет значение лишь для 8% респондентов.
Исследование было проведено в мае 2024 г. на базе социально-измерительной системы РОМИР, которая позволяет проанализировать «настроения» в обществе в динамике, с учетом всех особенностей и сегментаций по социально-демографическим характеристикам, стилю жизни, ценностям и другим критериям.