Интервью

Скуратов Сергей Николаевич

Сергей Скуратов — бывший генеральный директор «Уральских авиалиний»
Сергей Скуратов — бывший генеральный директор «Уральских авиалиний»
Дата рождения 31 марта 1950
Место рождения Свердловск, РСФСР, СССР
Возраст 74 года
Образование: Бугурусланское лётное училище (1967–1970)

Академия гражданской авиации (1978)
Специальность Инженер-пилот
Место работы Пенсионер, бывший генеральный директор компании «Уральские авиалинии»
Семейное положение Женат
Увлечения Теннис, горнолыжный спорт

Содержание:

Биография

Сергей Скуратов — пилот высшей квалификации и экс-глава «Уральских авиалиний» (1993–2024). Под его руководством свердловский авиаперевозчик стал одним из лидирующих в России.


Сергей Скуратов — биография: авиационная семья и школьные годы

Сергей Скуратов родился в 1950 году в столице Свердловской области (с 1991 года — Екатеринбург) [1]. Отец, Николай Сергеевич был участником ВОВ, после работал бортмехаником на гражданских воздушных судах Ил-18 в Свердловском объединенном авиаотряде. Мать, Нина Филипповна, была начальником службы перевозок аэропорта «Кольцово» (в настоящее время это микрорайон в составе Октябрьского района Екатеринбурга), где жила семья. Скуратов Сергей и его младшие братья с ранних лет были погружены в мир авиации.

В 1957-м он пошел в школу № 92. Ее учениками были дети работников аэропорта. Позже Свердловский объединенный авиаотряд (Скуратов Сергей Николаевич впоследствии стал его пилотом, а затем и командиром) поучаствовал в возведении нового учебного корпуса [2].

В ученические годы Сергей Николаевич Скуратов тренировался в футбольной, баскетбольной, гандбольной и хоккейной спортивных секциях. Кроме того, Сергей Скуратов был постоянным участником пионерского кружка по авиамоделизму.


Получение летного образования

В 1967-м Скуратов Сергей Николаевич решил подать документы в Бугурусланское летное училище [3] (БЛУГА, основанное в 1940-м, сегодня — филиал СПбГУГА). Он достойно прошел строгий отбор: конкурс достигал 20 человек на место. Помимо академических знаний, от абитуриентов требовалось крепкое здоровье и хорошая физическая форма.

В 1970 году Скуратов Сергей окончил летное училище и получил диплом с отличием. По собственным воспоминаниям, он быстро осваивал и теорию, и практику летного дела. За время обучения Скуратов Сергей проявил себя и в общественной жизни. Во время выпускной аттестации комиссия отметила хорошую осмотрительность и прекрасное ориентирование при выполнении полетов.

Сергей Скуратов – пилот высшей квалификации
Сергей Скуратов— пилот высшей квалификации

В 1971-м Сергей Скуратов (биография экс-главы авиакомпании включает в себя обучение в нескольких образовательных учреждениях) поступил в Академию гражданской авиации в Ленинграде (сегодня известную как СПбГУГА). Студент получил привилегию как отличник БЛУГА и приступил к подготовке в первый год после выпуска.

В 1978 году Сергей Скуратов завершил обучение в Академии (в учебной ведомости вновь были только отличные оценки) и получил квалификацию инженера-пилота, а пять лет спустя поступил на командный факультет этого же учебного заведения. Он успешно окончил его в 1984-м [4]. Это подразделение Академии готовило руководителей среднего и высшего звена для гражданской авиации.


Скуратов Сергей: путь от второго пилота до командира авиаотряда

Еще после окончания БЛУГА Скуратов Сергей Николаевич стал летать во Втором Свердловском объединенном авиаотряде. Скуратов выполнял полеты в качестве второго пилота на Ан-2.

В 1972-м ему присвоили квалификацию пилота 3-го класса. Спустя год Скуратов Сергей стал капитаном воздушного судна Ан-2 [5] и выполнил первый рейс в новой должности. Сначала он осуществлял грузовые перевозки, а после дополнительной подготовки перешел к пассажирским. На протяжении всего обучения в Академии жертвовал отпуском ради сдачи сессий.

За летную карьеру Сергей Скуратов (биография пилота насчитывает более 10 000 часов за штурвалом) достиг наивысшей квалификации линейного пилота 1-го класса. Сергей Николаевич Скуратов управлял несколькими воздушными судами советского производства:

  • Ан-2
  • Ан-24 [6]
  • Ил-18 [7]
  • Ту-154
  • Ил-86

Сергей Скуратов на руководящих должностях

После выпуска с командного факультета в 1984 году Скуратов Сергей Николаевич был назначен главой инспекции по безопасности полетов ГА на Урале. Коллектив осуществлял надзор за организацией летной работы. Сергей Скуратов контролировал более десятка воздушных гаваней Свердловской области, несколько авиакомпаний и отдельные эскадрильи, эксплуатировавшие различные типы воздушных судов. Этот период был насыщен командировками: начальник инспекции отправлялся в рабочие поездки два-три раза в месяц, посещая уральские авиапредприятия.

В 1987 году 37-летний Сергей Николаевич Скуратов возглавил Свердловский объединенный авиаотряд [8]: это было беспрецедентным случаем для должности такого уровня. Его утверждение проходило через бюро обкома партии, которым в то время руководил будущий президент РФ Борис Ельцин. Эта персона имела репутацию жесткого руководителя, предъявлявшего высокие требованиями к кандидатам на пост. Для того, чтобы занять его, требовалось соответствие нескольким критериям:

  • наличие высшего образования
  • допуск ко всем видам полетов
  • действующее свидетельство пилота ГА 1 класса
  • стаж работы на командно-летных должностях не менее 36 месяцев
Сергей Скуратов – успешный управленец
Сергей Скуратов — успешный управленец

Скуратов Сергей в течение пяти лет отвечал за управление крупной авиационной структурой. Он курировал все аспекты деятельности авиаотряда. Сергей Скуратов продолжал выполнять полеты в составе экипажа в качестве КВС и пилота-инструктора [9].


«Уральские авиалинии»

В 1991-м после распада Советского Союза нарушились привычные схемы работы ГА, предприятия индустрии испытывали большие трудности. Сергей Скуратов, биография которого неразрывно связана с авиаотраслью, отмечал резкое снижение спроса на перелеты и практически полный отказ от закупок новой техники. Бюджетное финансирование также существенно сократилось. Многие региональные авиакомпании не выдержали экономической нестабильности и закрылись, рассказывает Сергей Скуратов. Биография авиаотряда в тот год получила новый виток развития после преобразования в Первое Свердловское государственное авиапредприятие. На этом этапе произошла трансформация индустрии: вместо монолитной всесоюзной структуры возникли самостоятельные компании. Некоторые из них перешли из госсектора в частный.

В декабре 1993 года екатеринбургское авиапредприятие разделилось на два АО [10]: «Уральские авиалинии» и аэропорт «Кольцово». Сергей Николаевич Скуратов занял пост генерального директора новообразованной авиакомпании. Он стал основным владельцем ее акций (примерно 90,5%) и начал развивать ее как коммерческую структуру без госучастия.

В 1995-м Скуратов Сергей Николаевич и основанная им авиакомпания столкнулись с уменьшением объемов пассажироперевозок. Несмотря на это, «Уральские авиалинии» под его руководством продолжали доставлять людей в города, куда другие участники рынка не летали. Сергей Скуратов (биография современных «Уральских авиалиний» в те годы только начинала формироваться) делится, что не было ни денег, ни специалистов, ни самолетных запчастей. Он трижды в месяц летал на производства в других регионах и договаривался с местными заводами о своевременных поставках по умеренным ценам.

Приватизация аэропортов происходила стремительно, отмечает Сергей Скуратов. Новые владельцы стремились повысить тарифы для авиаперевозчиков, но вскоре стало очевидно, что воздушная гавань без регулярных рейсов существовать не может. В итоге участники рынка достигли компромисса, осознав взаимозависимость своих интересов. «Уральские авиалинии» стали активно развиваться.

В конце 1990-х авиакомпания под управлением Скуратова Сергея подготовила высококвалифицированных пилотов. Именно тогда в команде перевозчика появились летчики по 2-й категории ICAO (International Civil Aviation Organization [11]).

В 2000-м «Уральские авиалинии» уже были стабильно развивающейся авиакомпанией, отмечает Сергей Скуратов. Биография авиаперевозчика стала расширяться вместе с географией: маршрутная сеть компании охватывала 46 пунктов назначения в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Воздушный флот насчитывал 24 единицы техники, среди которых были 4 широкофюзеляжных Ил-86, 3 самолета Ан-24, а также 17 среднемагистральных Ту-154 двух модификаций: 13 воздушных судов серии Б и 4 усовершенствованных лайнера серии М.

Сергей Скуратов и встреча первого Airbus
Сергей Скуратов и встреча первого Airbus

В 2006-м «Уральские авиалинии» и Скуратов Сергей сосредоточились на модернизации технической инфраструктуры. Началась масштабная программа обновления авиапарка: устаревшие советские модели уступили место современным лайнерам семейства Airbus A320. Спустя шесть лет, в 2012-м, компания открыла собственный центр для обучения пилотированию [12] на авиационном тренажере «Sim Industries» для управления аэробусами. «Уральские авиалинии» под началом Скуратова Сергея Николаевича в общей сложности переподготовили 400 летчиков. Тренировки длительностью 8 часов на тренажере Airbus A320 проводятся регулярно — раз в полгода. Каждый пилот по нормам авиакомпании должен провести за штурвалом смоделированного самолета не менее 32 часов в рамках одной переподготовки.

Сергей Скуратов сформировал в «Уральских авиалиниях» одну из лучших школ подготовки летчиков. Например, по стандартам Airbus пилота можно назначать капитаном экипажа при налете 1,5 тысячи часов. В авиакомпании Скуратова Сергея КВС становятся специалисты, проведшие в небе не менее 3,5 тысяч часов.

В 2015-м «Уральские авиалинии» участвовали в масштабной проверке российской системы контроля безопасности полетов (инспекцию проводили эксперты ICAO). По результатам этой оценки авиакомпания, в тот период возглавляемая Сергеем Николаевичем Скуратовым, была отмечена благодарностью от Министерства транспорта РФ.

2016 год отмечен стартом сотрудничества с аэропортом «Жуковский» [13]. Скуратов Сергей Николаевич одним из первых поддержал это предложение. «Уральские авиалинии» сейчас также имеют хабы в Пулково (Санкт-Петербург) и Домодедово (Москва).

В настоящее время перевозчик работает над открытием новых направлений. Несмотря на турбулентность в отрасли из-за пандемии COVID-19, геополитических и экономических кризисов к середине 2024-го количество маршрутов авиакомпании, созданной Скуратовым Сергеем, составляет 169. «Уральские авиалинии» считаются пятым российским авиаперевозчиком по уровню пассажиропотока [14] и традиционно входят в топ лидеров среди всех отечественных представителей авиаотрасли.

«Уральские авиалинии» и Скуратов Сергей лично участвуют в социальных проектах. Так, компания сотрудничает с «Русфондом» и Фондом Хабенского в проекте «Крылья добра» [15].

В конце лета 2024 года 74-летний Сергей Николаевич Скуратов вышел из органов управления «Уральских авиалиний» и отправился на пенсию.

Свежие материалы
Рынок акций сменил направление
Индекс Мосбиржи переходит в восходящий тренд
Президент поменяется, а санкции останутся
Зачем Минфин США повторно внес в SDN-лист российские компании
Как меняются тренды в ПИФах
Бурный рост открытия новых инструментов из ЗПИФов перешел в биржевые фонды