Войти
Интервью

Живопись времен

В «Манеже» открылась выставка к 100-летию трио карикатуристов Кукрыниксов

Живопись времен
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Кукрыниксы были мастерами визуализации политического комментария, адресованного массовой аудитории. Их работы должны были моментально захватить внимание зрителя, чтобы тот сразу вник в сюжет и считал расставленные художниками акценты. К совместному творчеству они приступили ровно сто лет назад. Их первой заметной работой стало оформление спектакля «Клоп» Всеволода Мейерхольда. С газетой «Правда» и журналом «Крокодил» они начали сотрудничать в 1932 г. В тот же год провели и свою первую выставку, в которой отчитались за 6 лет совместной деятельности.

Они встретились в 1920-е во ВХУТЕМАСе, где Михаил Куприянов и Николай Соколов учились на графическом факультете, а Петр Крылов — на живописном. Уже тогда они поняли наиболее сильную сторону своих талантов. В ту пору основное место в их творчестве занимали шаржи — эксцентричные, утрированные портреты знаменитостей. Из тех, кто повлиял на них в наибольшей степени, помимо их наставника Николая Крымова, был французский художник-карикатурист XIX века Оноре Домье. Благодаря шаржам они получили первое признание, в том числе международное: на выставке в Париже в 1937 г. за фарфоровые шаржи на театральных деятелей им досталась заколотая медаль.

Живопись времен

В жанре политической карикатуры Кукрыниксы почти достигли совершенства. Они были настолько продуктивны и точны в своих художественных высказываниях, что стали не только частью общего информационного поля, — Кукрыниксы во многом его формировали. На протяжении всей Великой Отечественной войны они создавали рисунки для газеты «Правда», плакаты для «Окон ТАСС» и листовки, призывающие сдаваться в плен немецких солдат. Их работа оказалась настолько важной, что Отдел агитации и пропаганды ЦК партии постоянно держал их в курсе дела о происходящем на фронтах. Но Кукрыниксы не ограничивались только опосредованным доступом к информации о происходящем в местах боевых действий, они и сами бывали там.

Живопись времен

Среди самых известных работ этого периода, представленных на выставке, — «Разгромим и уничтожим врага». Широкоплечий, огромного роста солдат направляет штык в голову Адольфа Гитлера, прорывающегося через «Договор о ненападении между СССР и Германией». Вождь нацистов выглядит жалким и беспомощным. Вместо руки у него когтистая лапа. Советский солдат выполнен красным цветом, шаржированный образ Адольфа Гитлера — черным. Цветовое разделение поддерживается и в надписи: «Разгромим и уничтожим» написано красным цветом, дополняющее фразу слово «врага» — черным.

Живопись времен

Карикатуристы своими глазами могли наблюдать Нюрнбергский процесс, нацистских лидеров, вглядеться в детали их одежды, манеру поведения и благодаря этому создать максимально правдивые портреты. Но объектом их наблюдений становятся не только участники процесса. Они с любопытством вглядываются в Нюрнберг и запечатлевают его не только в графических, но и живописных работах. Тяга к живописи не была сведена на нет графикой. И даже для некоторых работ на политические темы они предпочитали именно этот вид изобразительного искусства.

Живопись времен

После войны они вернулись и к шаржам, и ко книжным иллюстрациям, и к живописи, оставаясь по-прежнему востребованными в жанре политической карикатуры. Никто так, как они, сжато и выразительно не мог объяснить происходящее в той политической реальности, в которой находился СССР. Выставка в Манеже представляет собой еще и историю политических схваток, которые вел Советский Союз на протяжении второй половины ХХ века. Это и борьба африканских стран за независимость, Корейская и Вьетнамская войны, холодная война между СССР и США — каждый раз Кукрыниксы находили визуальный образ, объясняющий политическую суть этих противостояний.

Живопись времен

Политика не исчерпывала их художественных интересов. Когда холодная война закончилась, и жанр политической карикатуры перестал быть настолько востребован, Кукрыниксы распадаются. В самом начале 1990-х умирает сначала Петр Крылов, затем Михаил Куприянов. Николай Соколов пережил все девяностые годы и даже застал празднование миллениума. Умер он в 97 лет. На этом история творческий деятельности Кукрыниксов заканчивается. Выставка в «Манеже» — свидетельство того, насколько она была интенсивной, и до какой степени она влияла на массовое сознание. Едва ли найдется еще какой-нибудь художник в истории мирового искусства, кто мог с ними в этом соперничать.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 8 дек 12:43
Вышли первые серии мистического детектива «Прометей»
Культура, 1 дек 12:26
На экраны выходит ремейк эротического хита из семидесятых
Культура, 1 дек 12:20
В Самаре наградили лауреатов фестиваля «Музыкальное сердце театра»
Культура, 30 ноя 13:00
Открылась выставка малоизвестной части собрания выдающегося коллекционера
Свежие материалы
Владимир Путин призвал генеративные модели на госслужбу
Президент поручил провести стратегическую сессию по развитию ИИ в РФ
Технократ переходного периода
В мире,
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Молодым в IT у нас дорога
Промышленность,
Бизнес стал еще лояльнее к разработчикам без опыта