Они встретились в 1920-е во ВХУТЕМАСе, где Михаил Куприянов и Николай Соколов учились на графическом факультете, а Петр Крылов — на живописном. Уже тогда они поняли наиболее сильную сторону своих талантов. В ту пору основное место в их творчестве занимали шаржи — эксцентричные, утрированные портреты знаменитостей. Из тех, кто повлиял на них в наибольшей степени, помимо их наставника Николая Крымова, был французский художник-карикатурист XIX века Оноре Домье. Благодаря шаржам они получили первое признание, в том числе международное: на выставке в Париже в 1937 г. за фарфоровые шаржи на театральных деятелей им досталась заколотая медаль.
В жанре политической карикатуры Кукрыниксы почти достигли совершенства. Они были настолько продуктивны и точны в своих художественных высказываниях, что стали не только частью общего информационного поля, — Кукрыниксы во многом его формировали. На протяжении всей Великой Отечественной войны они создавали рисунки для газеты «Правда», плакаты для «Окон ТАСС» и листовки, призывающие сдаваться в плен немецких солдат. Их работа оказалась настолько важной, что Отдел агитации и пропаганды ЦК партии постоянно держал их в курсе дела о происходящем на фронтах. Но Кукрыниксы не ограничивались только опосредованным доступом к информации о происходящем в местах боевых действий, они и сами бывали там.
Среди самых известных работ этого периода, представленных на выставке, — «Разгромим и уничтожим врага». Широкоплечий, огромного роста солдат направляет штык в голову Адольфа Гитлера, прорывающегося через «Договор о ненападении между СССР и Германией». Вождь нацистов выглядит жалким и беспомощным. Вместо руки у него когтистая лапа. Советский солдат выполнен красным цветом, шаржированный образ Адольфа Гитлера — черным. Цветовое разделение поддерживается и в надписи: «Разгромим и уничтожим» написано красным цветом, дополняющее фразу слово «врага» — черным.
Карикатуристы своими глазами могли наблюдать Нюрнбергский процесс, нацистских лидеров, вглядеться в детали их одежды, манеру поведения и благодаря этому создать максимально правдивые портреты. Но объектом их наблюдений становятся не только участники процесса. Они с любопытством вглядываются в Нюрнберг и запечатлевают его не только в графических, но и живописных работах. Тяга к живописи не была сведена на нет графикой. И даже для некоторых работ на политические темы они предпочитали именно этот вид изобразительного искусства.
После войны они вернулись и к шаржам, и ко книжным иллюстрациям, и к живописи, оставаясь по-прежнему востребованными в жанре политической карикатуры. Никто так, как они, сжато и выразительно не мог объяснить происходящее в той политической реальности, в которой находился СССР. Выставка в Манеже представляет собой еще и историю политических схваток, которые вел Советский Союз на протяжении второй половины ХХ века. Это и борьба африканских стран за независимость, Корейская и Вьетнамская войны, холодная война между СССР и США — каждый раз Кукрыниксы находили визуальный образ, объясняющий политическую суть этих противостояний.
Политика не исчерпывала их художественных интересов. Когда холодная война закончилась, и жанр политической карикатуры перестал быть настолько востребован, Кукрыниксы распадаются. В самом начале 1990-х умирает сначала Петр Крылов, затем Михаил Куприянов. Николай Соколов пережил все девяностые годы и даже застал празднование миллениума. Умер он в 97 лет. На этом история творческий деятельности Кукрыниксов заканчивается. Выставка в «Манеже» — свидетельство того, насколько она была интенсивной, и до какой степени она влияла на массовое сознание. Едва ли найдется еще какой-нибудь художник в истории мирового искусства, кто мог с ними в этом соперничать.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag