Интервью

«Байкал» возвращается на доработку

Самолету местных авиалиний нужны новый двигатель и винт

«Байкал» возвращается на доработку
Фото: пресс-служба «Байкал-инжиниринг»/ТАСС
Минпромторг принял решение не закрывать проект «Байкал» (ЛМС-901), а доработать его. В рамках доработки будет проведен конкурс на замену импортных двигателя и винта на российские аналоги. Максимальная стоимость работ — 10,4 млрд рублей завершить их планируется за три года. «Байкал» должен стать заменой основного самолета местных воздушных линий Ан-2, который выпускается с 1949 года и уже устарел морально.

Двигатель под замену

Минпромторг России проведет конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) на доработку самолета «Байкал» (ЛМС-901), который призван заменить бипланы — «кукурузники» Ан-2 с поршневыми двигателями. Их максимальная стоимость — 10,36 млрд руб., с победителем конкурса предполагается заключить трехлетний контракт на срок с 2025 по 2027 г.

Доработка проекта предполагает замену импортных двигателя и винта, которые предусматривал изначальный проект, на российские аналоги.

Сейчас опытные машины ЛМС-901 оснащены американскими двигателями Н80-100ВС01Е General Electric Aviation и американскими же четырехлопастными воздушными винтами HCB4TW-3 компании Hartzell Propellers Inc. В 2022 г. партнеры из США отказались от участия в работах по сертификации ЛМС-901. В сентябре 2024 г. первый вице-премьер Денис Мантуров поручил сертифицировать самолет с российскими агрегатами до декабря 2026 г.

«Байкал» в полете


На текущий момент изготовлены 3 опытных самолета ЛМС-901 (2 летных и 1 для статических испытаний). Ресурсный экземпляр будет изготовлен в 2026 г. в рамках завершения текущего контракта на разработку «Байкала». Также изготовлены 3 опытных образца ВК-800СМ и 5 образцов винта АВ-901. Первые полеты на «Байкале», которые Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разработчик самолета, демонстрировал в январе 2022 г., производились на иностранных агрегатах.

В рамках госконтракта на доработку самолета должны быть доработаны опытные образцы двигателя ВК-800СМ (этот мотор уже существует, УЗГА работает над ним с 2018 г.) и воздушный винт АВ-901Ю, а также проведены сертификационные работы и скорректирована рабочая конструкторская документация.

Испытательный полет

Отметим, что помимо адаптации проекта под новый двигатель, «Байкал» требует еще ряда доработок, связанных с результатами испытательных полетов.

Опытный образец «Байкала» имеет чрезмерно высокую скорость захода на посадку (140 км/час), что требует длины взлетно-посадочной полосы не менее 1 км с твердым покрытием, говорится в протоколе декабрьского заседания у вице-премьера Дениса Мантурова (имеется в распоряжении «Эксперта»). Также у самолета недостаточный обзор из кабины пилота при заходе на посадку, утверждается в протоколе.

Кроме того, ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» ранее указывал еще на ряд особенностей: при выпуске закрылков или при увеличении оборотов двигателя на переходных режимах полета у самолета возникает значительный момент на кабрирование («задирание носа»), на разбеге самолета сложно поднять хвост, а также требуются большие усилия на органах управления, рассказал источник «Эксперта». Соответствующие технические решения были найдены, сообщил «Эксперту» источник в правительстве. С большей частью проблем удалось справиться, что было подтверждено в ходе испытательного полета 8 февраля, проведенного летчиком-испытателем, директором «СибНИА им. Чаплыгина» Владимиром Барсуком, рассказал собеседник.

Дальневосточная авиакомпания «Аврора» планировала получить первые «Байкалы» еще в 2023 г. Они должны были быть укомплектованы иностранными двигателем и винтом, сообщил источник «Эксперта». Согласно сформированной в 2022 году комплексной программе гражданской авиации (КПГА) до 2030 года, поставки ЛВС-901 были запланированы на 2024 г. (14 самолетов). Сейчас первые поставки ожидаются после доработки машины.

Перспективы Ан-2


Работа по «продлению жизни» легендарному самолёту Ан-2 ведется давно. Наиболее удачной модификацией самолета Ан-2 стал проект новосибирского ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» г. Новосибирск, разработавшего вариант самолета с американским двигателем TPE331-12 компании Honeywell и воздушным винтом Hartrzell. Эта версия «кукурузника» с индексом ТВС-2МС еще в 2015 г. прошла процедуру аттестации Минтранса и Минпромторга. Самолет даже запустили в серийное производство. Сейчас поставка американских двигателей и винтов идет «параллельным импортом». Однако Минпромторгом, совместно с Институтом имени Н.Е. Жуковского, ОДК и группой компании S7, ведется поиск вариантов замены иностранных двигателя и винта на российские аналоги.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Впервые за четыре года сократился пассажиропоток на внутренних рейсах
Промышленность, 19 фев 19:13
В Минпромторг назначили нового замминистра
Промышленность, 16 янв 20:00
Авиакомпании в 2024 году получили плановый объем винтокрылых машин
Промышленность, 15 янв 21:17
ВАЗ сокращает присутствие на отечественном рынке из-за китайской экспансии
Свежие материалы
Малые технологические компании ищут рынки сбыта
Промышленность,
Как акселераторы помогают найти заказчика
Мэру Стамбула не дают выбора
Мнения,
Почему задержали градоначальника, оппозиционного главе Турции
SWIFT уже никому не нужен
Мнения,
Ослабление санкций не приведет к восстановлению расчетов в долларах и евро