Цена монеты Hamster coin 7 октября составила $0,004989, следует из данных CoinMarketCap. В момент листинга 26 сентября HMSTR стоил $0,009 и менее чем за сутки обвалился на 40% — до $0,006. Игроки в соцсетях жаловались на «убитое» на тапание хомяка лето и обвиняли создателей приложения в обмане. Несмотря на реакцию, разработчики Hamster Kombat объявили о новом сезоне, который стартует в октябре и продлится до конца марта 2025 г.
В чем феномен «Хомяка»
«Хомяк» выбрал очень удачный момент для выпуска: он взлетел на листинге коинов другой популярной в Telegram игры — NotCoin, где пользователи заработали в среднем по $50, тратя на это по 5 минут в день, отмечает один из создателей игры AntonRedissonCity Михаил Хайкин. Неожиданный успех NOT создал для Hamster Kombat уже готовую и прогретую аудиторию, которая ждала от HMSTR таких же доходов, указывает эксперт. Результаты из-за этого вызвали огромное разочарование, признал он.
Кроме того, у истоков проекта стояла мощная команда — это инфлюенсеры с громадным уровнем доверия, тот же Павел Дуров, а также сильная арбитражная команда, то есть специалисты по привлечению трафика, продолжает он.
В «Хомяке» собрали лучшее, что есть в геймдеве в целом: максимально простая механика, которая вовлекает с первого «жмака» или «тапа», мощная реферальная программа, где люди создавали целые ботофермы и покупали друзей, чтобы получить больше плюшек от приложения, глубина погружения — «Хомяк» не то чтобы просил, а требовал, чтобы в него играли каждый день, добавил основатель и генеральный директор digital-агентства JustNow Вячеслав Новиков.
Как появился «Хомяк»
Прародителем Hamster Kombat стал проект NotCoin, работающий в экосистеме TON. Основная игровая механика в этом приложении была позаимствована из браузерной игры 2013 г. Cookie Clicker — в ней игроку предлагается кликать на большое печенье, за что он получает очки. Очки можно расходовать на различные улучшения вроде множителей очков или ботов, которые кликают печенье автоматически. Такие же элементы геймплея предложили и NotCoin, и «Хомяк». Дополнительные монеты можно получить за выполнение заданий, просмотр рекламы и приглашения друзей по реферальным ссылкам. Главной особенностью стала прямая привязка системы очков к криптовалюте: каждая монета, заработанная в игре, конвертируется в токены. NotCoin вышел из бета-версии в январе 2024 г. и провел листинг в середине мая, он прошел на биржах Bybit и OKX. Его капитализация на тот момент достигла почти $700 млн.
Почему Hamster упал
Обвал курса «Хомяка» — не столько злой умысел, как думают многие пользователи, которые чувствуют себя обманутыми, сколько сильная недооценка объемов аудитории, полагает господин Хайкин. Разработчики ориентировались на реальную аудиторию NotCoin размером около 7 млн человек, а, когда количество пользователей «Хомяка» сильно превысило эту величину, вся математика и токеномика проекта пошла прахом — для игроков, разумеется, поясняет он. По данным разработчиков, общее число игроков в Hamster Kombat по состоянию на конец сентября составляло более 300 млн. До так называемого эирдропа — выдачи монет пользователям — были допущены 131 млн пользователей.
Размазывание на огромную аудиторию привело к скандалам внутри компании, напомнил Михаил Хайкин. Ведь в итоге пользователи получили $8–15 за 6 месяцев активной игры. Сложности также возникли из-за того, что в проект пришло множество пользователей, которые не собирались оставаться внутри экосистемы, добавил он. Их целью была исключительно продажа монет, добавляет эксперт. В целом всё это вылилось в большие репутационные риски: из-за необходимости на ходу дорабатывать токеномику и договариваться с биржами. Листинг Hamster Kombat затянулся, и Hamster coin моментально упал в цене. Команда, по сути, четыре месяца кормила аудиторию «завтраками», рассуждает Хайкин.
Падение HMSTR объясняется просто: у любого токена должен быть продавец и покупатель, продавцов «Хомяк» создал очень много, а вот покупать эту валюту на текущий момент никто не стремится, указывает Новиков. Модель монетизации заключалась не в быстром заработке на токене, а на продаже трафика, ведь когда в приложении более 300 млн пользователей, объем его колоссальный, указывает эксперт.
Учитывая, что подобные токены создаются с 2017 г., реальный потенциал монетизации показали несколько десятков проектов, поэтому люди продолжают в них верить, рассуждает Новиков. Более того, пользователи получили реальные деньги за какие-то действия, не вложив своих денег, — кейс очень позитивный, добавляет он.
Обесценивание токена было неизбежным, и ценовое движение соответствует ожиданиям от официальных документов проекта — whitepaper и финансовой модели выпуска токена на рынок, указывает эксперт в сфере блокчейн, автор Telegram-канала NFTEA Алексей Степанов. В момент старта продаж должны были раздать 127 млн токенов на всех игроков проекта с рыночной капитализацией $255 000, напомнил он. Учитывая, что почти не было заложено блокировки монет у игроков, а раздали почти всё сразу — все эти токены сразу пошли на рынок, уточняет эксперт. В итоге в приложении появилось свыше 100 млн пользователей, которым хотелось продать монеты и разбогатеть, и не нашлось почти никого, кто хотел бы их купить, продолжает он. «Рынок делает свое дело и убивает стоимость токена. Но надо отметить, что ситуация тут не уникальна, а скорее даже наоборот — стандартна для большинства новых монет», — добавляет Степанов.
Когда «Хомяк» начнет расти
На длинной дистанции рост HMSTR вполне возможен, допускает Хайкин. Проект станет большим игровым паблишером — это уже видно по новому сезону; со временем «левая» аудитория схлынет и останутся те, кто пользуется такими играми, ожидает он. Все игроки будут пользоваться «Хомяком» как внутренней валютой для осуществления донатов и покупок внутри этой экосистемы, продолжает эксперт. Учитывая, что игровая индустрия стремительно растет и что «Хомяк», несмотря ни на что, собрал огромную аудиторию и геймеров тоже, эта валюта вполне имеет шансы на рост, уверен он.
Рост возможен всегда, однако сейчас к нему нет предпосылок — в торговом стакане сейчас токены проекта, которые хотят продать по любой цене, сомневается Степанов. Позитивно то, что большая часть токенов уже на рынке, и, если проект предложит во втором сезоне выгодные варианты инвестирования вроде покупки доступа к новым играм, уникальным карточкам и бустам, возможно, это изменит ситуацию, допускает он. Также может произойти бурный рост всего рынка криптовалют, и вырастут вообще все токены, добавляет эксперт.
«Хомяк» как социальный эксперимент
«Хомяк» показал перспективы мини-апов в Telegram, в частности для России, указывает Хайкин. Также проект подтвердил, что можно собирать громадные аудитории и общаться с ними на новом уровне вовлечения с помощью геймификаций, добавляет он. Мы уже видим появление различных мини-апов в разных «белых» нишах — пока, это больше похоже на попытки прокатиться на хайпе, но есть уже несколько проектов, которые делают крупные бренды.
С другой стороны, скепсис аудитории до сих пор остается значительной сложностью, отмечает Хайкин. «На этапе запуска своего проекта мы столкнулись с многочисленными обвинениями в мошенничестве. Чтобы переломить скепсис, нам пришлось до релиза игры — на этапе софт-лонча — проводить еженедельные розыгрыши с реальными выплатами, чтобы люди почувствовали, что тут всё честно и нет подвохов», — делится эксперт.
Текущий год — год мини-апов, многие владельцы классических мобильных игр стараются портировать все свои разработки в Telegram, отмечает Новиков.
В дальнейшем из игровой индустрии в мини-апы могут перейти и такие жанры, как три-в-ряд, idle-фермы и другие казуальные жанры, ожидает Новиков. В целом Telegram идеально подходит для механик pay-to-play вроде лутбоксов, внутриигровых скинов и предметов — они будут появляться по мере улучшений возможностей для рендеринга в системах Telegram, заключает эксперт.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag