Интервью

Олимпиада возвращается

Сериал «Игры»: стройка, спорт и любовь

Олимпиада возвращается
Кадр из сериала «Игры»/Кинопоиск
Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» как раз в дни Олимпиады выпустил один из самых масштабных кинопроектов года — сериал «Игры». Он рассказывает историю летних Олимпийских игр 1980 года, которые стали одновременно испытанием для советской экономической системы, ареной политического соперничества СССР и США и одним из самых эмоциональных событий в жизни тех, кто стал их участником и зрителем. Создатели сериала не стали ограничиваться судьбой одного спортсмена или команды, они решили рассказать обо всех гранях этого события.

Вместо спортивной драмы — жанра, любимого отечественными режиссерами, создатели сериала «Игры» в первых эпизодах предпочли сделать акцент на драме производственной: до Игр остался всего год, а из запланированных олимпийских объектов сдано меньше половины (ситуация повторилась через 33 года, но об этом фильм еще не снят).

Авторы книги «Свидетели игр» — другой олимпийский проект, вышедший одновременно с сериалом на «Букмейте» — утверждают, что и за четыре месяца до начала игр соотношение сданных и несданных объектов существенно не изменилось. Вся ответственность лежит на персонаже суперзвезды советского кино Игоря Костолевского — Викторе Ходокове. Его прототип Игнатий Новиков — председатель тогдашнего Госкомстроя и Оргкомитета игр. Ему пришлось предпринять невероятные усилия для того, чтобы в условиях нехватки денег и несовершенства строительных технологий сделать все не только вовремя, но и с нехарактерно высоким уровнем качества.

Сериал переносит зрителя в исторический период, когда вероятность того, что Олимпиада в СССР состоится, еще неочевидна. Слишком много факторов ставили под сомнение целесообразность ее проведения. Страна, до сих пор существовавшая в полузакрытом режиме, вдруг должна была распахнуть двери для потока иностранцев, и истратить колоссальную сумму на строительство спортивных сооружений. От советской системы требовалось не только открыться миру, но и сконцентрировать максимум ресурсов, чтобы создать все необходимые условия для проведения соревнований. Олимпиада вместо демонстрации преимуществ социалистического строя могла обнажить все его слабые места. Обобщенный образ противников олимпиады в сериале представляет персонаж Бледнов в исполнении Игоря Гордина. В драматургической конструкции проекта его назначение создает интригу в цепочке событий, финальное звено которой известно заранее: Олимпиада состоялась, но как ее сторонникам удалось этого добиться?

Кадр из сериала «Игры»
Кадр из сериала «Игры»/Кинопоиск

Окончательное решение должен принять человек, который находился на вершине советской бюрократической иерархии — Леонид Брежнев. Играющий его роль Юрий Стоянов создает стереотипный, почти анекдотический образ генсека, который вместо того, чтобы управлять государственной машиной, предпочитает охотиться. И все же именно близость к нему имела решающее значение в аппаратных схватках — как раз этим и обладал Игнатий Новиков, что позволило ему успеть вовремя довести до конца строительство спортивных объектов.

Внешний облик сериального Леонида Брежнева заметно разнится с документальными изображениями его прототипа. Юрий Стоянов старательно воспроизводит манеру и особенности речи партийного вождя, но это только усиливает пародийный элемент в его игре. Леонид Брежнев в сериале скорее комический персонаж, который тяготится данной ему властью. Он по-прежнему принимает решения, но делает это скорее интуитивно, выслушав все стороны. Он немощен физически и интеллектуально, но его авторитет непререкаем.

Один из лейтмотивов книги «Свидетели игр» — ввод советских войск в Афганистан, резко изменивший ход подготовки к играм. И снова спорт уходит на второй план, а организаторам приходится решать не только строительные проблемы, но и политические: какие страны и под каким флагом выступят на играх. В «Свидетелях игр» фигурирует версия о том, что ввод войск расценивался как краткосрочная акция, которая не только завершится, но и забудется до начала Олимпиады, не создав никаких политических препятствий для ее проведения. В сериале воссоздается одно из судьбоносных партийных совещаний. На нем персонаж, которого можно идентифицировать как председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, настойчиво предлагает отказаться от ввода войск и ограничиться экономическими мерами поддержки Афганистана. Ему вторит министр обороны Дмитрий Устинов: «Нам следует воздержаться, — и оговаривается, — но военные учения мы на всякий случай проведем».

Но центральный герой «Игр» — не партийный функционер, не строитель и даже не спортсмен, а студент МГИМО Игорь Зорин (в этой роли на экране появляется Григорий Верник) — потомок могущественного заведующего торговой базой. Отец (его играет Алексей Серебряков) обеспечивает сына всеми доступными в Советском Союзе благами: тот даже живет в отдельной двухкомнатной квартире. Главное украшение ее интерьера — мощная аудиосистема, из которой доносится англоязычная рок-музыка. Музыкальные предпочтения — еще один штрих к портрету Игоря Зорина, подчеркнуто скептически относящегося к советской действительности и позволяющего себе над ней публично иронизировать. Одна из таких шуток приводит его в милицию, откуда его вызволяет отец и отправляет на перевоспитание в олимпийский оргкомитет. Там он встречает дочь военного офицера — строгую девушку Ирину с говорящей фамилией Светлова (ее играет Марина Карпова). Между ними предсказуемо возникает эмоциональное напряжение.

Антураж и атмосфера олимпийского оргкомитета напоминает статистическое учреждение из «Служебного романа» Эльдара Рязанова, да и Ирина Светлова, подобно персонажу Алисы Фрейндлих, однажды оказывается озабочена преображением своей внешности. Но узнаваемый мотив внезапного сближения мужчины и женщины, которое заставляет их преобразиться: его — внутренне, ее — внешне, в «Играх» используется как движущая сила сюжета лишь в нескольких сценах. Режиссер Евгений Стычкин выстраивает сложную, со множеством персонажей и с разветвленным сюжетом историю, совмещающую в себе сразу несколько жанров. «Игры» — его четвертый за последние четыре года сериальный проект. Даже по меркам отечественной киноиндустрии, где не принято приглашать режиссеров на съемку отдельных эпизодов, это невероятно много. Среди режиссёрских работ Евгения Стычкина — сериал «Нулевой пациент», в котором он интерпретировал одну из самых мрачных страниц советской истории — эпидемию ВИЧ в Элисте. В «Играх» он рассказывает о событии, которое с наибольшей силой вызывает ностальгическое чувства у тех, кто так или иначе был его свидетелем. Судя по первым эпизодам, и в этой истории драматизма не избежать.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 29 дек 10:35
Байопик Робби Уильямса, где он предстает в образе шимпанзе
Культура, 21 дек 15:53
Рождественский фильм как мольба о чуде
Культура, 14 дек 11:00
В новом спектакле по пьесе Александра Вампилова главную роль сыграл Александр Семчев
Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием