Интервью

ИИ на службе бизнеса

Как нейросети помогают бороться с рутиной и мошенниками

ИИ на службе бизнеса
МТС Web Services реализует спектр решений на базе искусственного интеллекта (ИИ), совокупный экономический эффект от внедрения которых, по нашим прогнозам, достигнет 30 млрд руб. уже в ближайшие несколько лет. Если говорить о группе МТС в целом, в фокусе — клиентский путь, офлайн- и онлайн-обслуживание, автоматизация процессов и т. д.

Павел Воронин, гендиректор МТС Web Services, первый вице-президент по технологиям МТС

Для борьбы с телефонными мошенниками мы используем голосовые предупреждения в реальном времени. В департаменте клиентского сервиса около 50% запросов обрабатывает нейросеть, оставляя операторам-людям решение более сложных задач. В ближайшие годы этот показатель может вырасти до 80%. В сфере рекламы запущен ИИ-помощник, который полностью автоматизирует запуск кампаний за несколько минут: генерирует тексты, проверяет их на соответствие требованиям, подбирает релевантную аудиторию и т. д. С его помощью малый и средний бизнес может существенно сэкономить на привлечении клиентов. Как бигтех на внешний рынок мы представляем ряд конечных продуктов в области ИИ, начиная с большой языковой модели и LLM-оркестратора с доступом к более чем 40 моделям и заканчивая биометрическими сервисами и облачной платформой для обучения ИИ.

Драйверы роста бизнеса

Мы строим бизнес вокруг трех направлений — искусственного интеллекта, облаков и платформ для импортозамещения и автоматизации процессов.

В области ИИ у нас исторически была внушительная экспертиза в части компьютерного зрения. В арсенале нашей дочерней компании есть несколько десятков решений на основе нейросетей для распознавания лиц, силуэтов, дипфейков, транспортных средств, драк, пожаров.

В последние годы мы сильно нарастили экспертизу в сфере решений для внутренней автоматизации с помощью ИИ-инструментов. Все сервисы, будь то платформа для управления LLM (большими языковыми моделями), сервис для интеграции решений в разнородных ИТ-ландшафтах и различные копайлоты (ассистенты на основе искусственного интеллекта) для разработчиков, изначально создавались для собственных нужд МТС и постепенно выросли в коммерческие продукты. Наращивает обороты и облачный бизнес. В первом квартале этого года выручка выросла на 34%, а виртуальная инфраструктура с GPU-ускорителями для обучения ИИ показала двукратный рост.

Главное конкурентное преимущество — это компетенции. У нас работает более 800 специалистов в области искусственного интеллекта. Еще одна сильная сторона — глубокая интеграция направлений между собой: наши облака, платформенные и ИИ-решения усиливают друг друга.

Устойчивый рост бизнеса невозможен без клиентоцентричности — мы стремимся давать заказчикам выбор и не боимся конкуренции

В том числе по этой причине развиваем экосистему партнерств и работаем над созданием открытых ИТ-маркетплейсов. На них присутствуют как наши решения, так и решения других компаний. Таким образом пользователи получают доступ к разным продуктам на единой площадке, а у бизнеса появляется дополнительный канал продаж и возможность взглянуть друг на друга как на партнеров, а не конкурентов, поскольку каждый будет получать свой процент дохода. Переход от поставки отдельных ИТ-продуктов к формированию цифровых экосистем сервисов — глобальный тренд, которому следуют все крупные компании, такие как AWS, SAP, Huawei и др.

Ограничения и вызовы

Российский рынок ИИ развивается неравномерно. С одной стороны, растет интерес со стороны крупного бизнеса и госсектора, особенно в сферах с быстрым экономическим эффектом. С другой — уровень реального внедрения ИИ остается фрагментарным: решения часто ограничиваются «пилотами» или узкими задачами. Это создает парадокс спроса: часть заказчиков ждет мгновенной отдачи, другая — относится с осторожностью. В таких условиях особенно важны гибкость, индивидуальный подход и работа с ожиданиями, включая понятные метрики и поэтапное масштабирование. Также усиливается запрос на локальные, адаптированные решения, совместимые с отечественной инфраструктурой. Это открывает возможности для продуктов, глубоко встроенных в бизнес-процессы и ориентированных на практическую пользу.

Власти сейчас уделяют достаточно внимания этой сфере. В России принята и действует национальная стратегия развития ИИ. Особый акцент делается на развитии технологии в регионах, формируются цифровые стратегии, которые включают KPI по внедрению искусственного интеллекта. Правительство стимулирует «ИИ-зацию» промышленности. Но, несмотря на востребованность ИИ, говорить о массовом его внедрении во все отрасли экономики пока рано. Аналитики НИУ ВШЭ посчитали, что для этого предприятиям потребуется в течение десяти лет в 12 раз увеличить совокупные годовые затраты на такую технологию. И здесь не обойтись как без дополнительных мер поддержки и готовности организаций быстро трансформироваться, так и без квалифицированных кадров. Решение всех этих задач требует системного подхода и плотного взаимодействия государства, бизнеса и научного комьюнити.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 27 окт 09:00
Что могут предложить отечественные разработчики человекообразным машинам
Мнения, 24 сен 15:20
Как малый бизнес меняет e-commerce под себя
Мнения, 22 сен 11:25
Какие проблемы могут возникнуть при автоматизации налогообложения
Мнения, 13 авг 08:00
У России есть стратегические возможности стать лидером в направлении ИИ
Свежие материалы
Пассажир на высоте
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений