Общепринятое определение семейной фирмы — это компания, в которой члены семьи владеют большей частью акционерного капитала. Они также участвуют в управлении, входят в совет директоров или находятся на других руководящих должностях. Согласно одной из экономических теорий, семья является основной единицей принятия решений в экономической системе.
Как правило, члены семьи занимают руководящие должности и принятие решений в семье тесно переплетено с организацией бизнеса. Брак представляет собой сочетание людей с разными предпочтениями в отношении риска, а поведение супругов является важным фактором, влияющим на принятие решений. У мужчин и женщин есть очевидные различия в их отношении к риску. Например, в одинаковых обстоятельствах женщины менее уверены в себе, чем мужчины, и в целом более консервативны при управлении компанией. Также женщинам-менеджерам высшего звена присущи сдержанные оценки и тщательный анализ при принятии стратегического выбора.
Для исследования влияния женщин, участвующих в семейном бизнесе, ученые использовали данные 397 китайских компаний за период с 2003-го по 2019 гг.
Выяснилось, что более половины компаний выборки управлялись совместно мужьями и женами. В 18,54% компаний жены были членами правления, в 17,07% — членами наблюдательного совета, в 11,71% — генеральными менеджерами, в 25,37% — заместителями генеральных менеджеров и в 27,32% — руководителями отделов. Почти в половине компаний жены не участвовали в управлении.
В компаниях выборки исследовался ряд переменных, в том числе расходы на исследования и разработки. Объем расходов на НИОКР в компаниях, к управлению которыми были допущены женщины, были невысокими, со средним значением всего 4,8% (лишь в нескольких высокотехнологичных компаниях этот показатель достиг 60%).
Результаты расчетов подтвердили предположение исследователей о том, что по сравнению с компаниями, возглавляемыми только мужем, компании, совместно управляемые семейными парами предпринимателей, имели более низкий уровень принятия рискованных решений. Более того, чем жена старше и чем лучше она образована, тем ниже уровень риска в бизнесе.
Авторы исследования утверждают, что если бы жены имели профессиональный опыт работы в других организациях, они были бы готовы пойти на определенные риски, частично компенсируя или ослабляя свой консерватизм в управлении семейным бизнесом.
В целом мужья действуют более агрессивно, констатируют авторы исследования. Разница в отношении к риску в семье обычно приводит к необходимости искать компромисс между двумя сторонами.
«В психологии архетип Матери — это подсознательное женское начало, связанное с сохранением и преумножением жизни. Он эволюционировал из инстинкта заботы о потомстве. В современном обществе таким потомством могут быть тысячи сотрудников компании, — рассказывает психолог, доцент-практик Финансового университета при правительстве РФ Артур Вафин. — Можно сказать, что женщинам присуща природная осторожность. Они часто обладают более выраженным чувством ответственности за финансовое благополучие семьи, что отражается в стремлении минимизировать риски и защищать активы компании. Компания для женщины — это продолжение семьи. Любые рискованные решения должны тормозиться, чтобы семье не было плохо».
Психолог подтверждает, что возраст женщины при принятии бизнес-решений также имеет значение. С возрастом у людей обычно усиливается стремление к стабильности. У женщин это стремление выражено сильнее, чем у мужчин. Более зрелые женщины могут быть более осторожными в принятии решений, стараясь избегать неоправданных рисков.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag