Ранее, 17 января, Верховный суд США поддержал закон, запрещающий TikTok в случае, если он будет оставаться во владении китайской компании ByteDance. Данное предложение, по оценкам судей, не считается нарушением Первой поправки Конституции США о свободе слова. Согласно документу, компания должна была продать свое американское подразделение к 19 января. Уже в субботу, 18 января, пользователи в США столкнулись с блокировкой — при попытке входа в приложение появлялось сообщение: «В США принят закон, запрещающий TikTok. К сожалению, это означает, что вы пока не можете использовать TikTok».
Приложение было удалено из магазинов App Store и Google Play. Apple отчиталась об удалении и других приложений ByteDance: TikTok Studio, TikTok Shop Seller Center, CapCut, Lemon8, Hypic, Lark — Team Collaboration, Lark — Rooms Display, Lark Rooms Controller, Gauth: AI Study Companion, MARVEL SNAP.
Несмотря на блокировку приложений, TikTok работал в веб-версии. Также соцсеть оставалась доступной через VR-шлемы Vision Pro.
Блокировка приложения была снята уже 19 января. При загрузке приложения пользователи видели сообщение, в котором разработчики благодарили Дональда Трампа за помощь в возобновлении работы в США. По сообщениям американских СМИ, Трамп рассматривал возможность после своей инаугурации продлить срок, до которого ByteDance может продать активы, на 90 дней. Позже, на митинге 20 января, он заявил, что его устроит продажа 50% компании американской стороне.
Приложение TikTok до сих пор остается недоступным в App Store и Google Play.
С точки зрения юриспруденции блокировка TikTok подчеркивает нарастающую тенденцию к усилению контроля над цифровыми платформами, особенно теми, которые связаны с иностранным капиталом и могут представлять угрозу для национальной безопасности, отмечает партнер консалтинговой фирмы «Параплан» Владимир Коломейцев. С учетом похожих мер против Huawei и некоторых китайских приложений можно ожидать, что в будущем под пристальное внимание попадут платформы, имеющие широкую базу пользователей и доступ к чувствительным данным. Например, приложения, связанные с обработкой больших данных и финансовыми технологиями, такие как WeChat, Telegram, или даже популярные игры с элементами пользовательского взаимодействия могут столкнуться с аналогичными претензиями.
Блокировка TikTok для американского рынка — очень значимое явление, уверена управляющий партнер коммуникационного агентства iTrend Ася Власова. До сих пор никакая другая соцсеть не смогла представить схожих алгоритмов, которые бы настолько точно, быстро и массово выводили явления, продукты и социальные паттерны в тренды — супервиральные сюжеты, оказывающие влияние на рынок годы спустя, указывает она. TikTok сегодня — это фабрика по производству потребительских привычек. Считается, что у соцсети порядка 170 млн активных пользователей в США — это огромный рынок.
Что касается противоречий с Конституцией, блокировка действительно вызывает вопросы относительно Первой поправки (о защите свободы слова) и Четвертой поправки (о защите от необоснованных посягательств), отмечает Коломейцев. Тем не менее суды склонны давать приоритет вопросам национальной безопасности, особенно если правительство сможет обосновать потенциальные риски.
Во всем мире набирает силу консервативная политика, которая предполагает в том числе протекционизм, и с приходом к власти Дональда Трампа протекционизма в IT-сфере станет еще больше, уверен руководитель продуктового направления аналитического проекта «Рейтинг Рунета» Александр Туник.
Решение Верховного суда остается в силе, и это указывает на сохраняющуюся юридическую возможность возобновления блокировки TikTok, если ByteDance не сможет убедительно доказать отсутствие угрозы национальной безопасности, подчеркивает Коломейцев.
На данный момент TikTok получает весьма крупные рекламные поступления от брендов, и, если приложение будет заблокировано, перенаправить эти бюджеты рекламодателям, желающим увидеть схожую эффективность, пока некуда, оценивает Власова. Другие соцсети и YouTube значительно отстают и по алгоритмам, и по популярности среди молодой аудитории, добавляет она. Для TikTok потеря американского рынка также довольно существенна: в начале 2024 г. владелец TikTok Shop прогнозировал продажи внутри этого приложения на уровне $17 млрд. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время стоит ждать какое-то компромиссное решение, устраивающее и регулятора, и ByteDance, заключает Власова.
Если давление продолжится, ByteDance может рассмотреть частичную продажу или реструктуризацию, например передачу контроля над данными американских пользователей в местную компанию или создание отдельного юридического лица для операций в США, допускает Коломейцев.
В данной ситуации для ByteDance продажа активов будет аналогична признанию поражения, считает глобальный коммерческий директор компании — разработчика инструментов цифрового маркетинга Hybrid Сергей Ковалев. Скорее всего, будет реализована одна из альтернатив — широкое распространение сервисов VPN и технологий обхода запретов, что может дать краткосрочный эффект для ByteDance и позволит дольше задержаться на рынке, допускает он. Но, скорее всего, альтернатива будет в создании нового игрока, отвечающего за безопасность персональных данных на территории США, и именно им будет владеть одна из технологических компаний США, продолжает он. Само же приложение, как и вся система монетизации, останется у ByteDance; в таком случае в той или иной форме может появиться налог на сохранность персональных данных.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag