Индекс потребительской уверенности — это принятый в мировой экономике субъективный показатель, иллюстрирующий степень оптимизма жителей той или иной страны относительно состояния экономики, основанное на собственной оценке потребления. Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (это два разных индекса); произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (это тоже два индекса); благоприятности условий для крупных покупок. В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет, проводимые Федеральной службой государственной статистики.
По данным ЦКИ, значение Индекса потребительской уверенности (ИПУ) по отношению к второму кварталу 2022 г. улучшилось более чем в 3 раза. По итогам мая 2024 г. Россия вошла в первую пятерку рейтинга европейских стран по уровню потребительской уверенности впервые за все время наблюдений. Как отметили в НИУ ВШЭ, национальный ИПУ долгое время (как минимум с 2015 г.) традиционно занимал 3–4 место с конца рейтинга. Ситуация начала меняться в 2022 г.: по итогам первого полугодия 2023 г. Россия укрепила свое присутствие в середине рейтинга по уровню потребительских настроений среди европейских стран, а в 2024 г. превзошла большинство бывших лидеров.
Во втором квартале 2024 г. индекс потребительской уверенности (ИПУ) зафиксирован на уровне −6%, и это на 1 п.п. выше, чем в первом квартале текущего года. Несмотря на то, что итоговое значение индекса в отчётном периоде находится в отрицательной зоне, это максимальный результат, установленный за последние 10 лет. Минимальное значение зафиксировано в периоды российского экономического кризиса в первом квартале 2015 г. — (−32%) и в эпицентре коронавирусного кризиса во втором квартале 2020 г. (−30%).
Для сравнения: во втором квартале текущего года лишь 2 европейские страны из 27, входящих в ЕС, имели положительный ИПУ — Литва и Польша. Замыкает рейтинг ИПУ Греции с результатом −43,8%.
Основным драйвером роста российского индекса стало улучшение оценок респондентов по показателям «произошедшие изменения личного материального положения» и «произошедшие изменения в экономической ситуации в стране».
Конечно, любые индексы, основанные на опросе потребителей, традиционно характеризуются низким уровнем объективности, комментирует итоги исследования профессор кафедры отраслевых рынков Факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров. Так, отмечает аналитик, индекс произошедшего изменения личного материального положения характеризуется ростом в связи с опережающим увеличением заработной платы по отношению к объему выпуска продукции и оказываемых услуг.
По словам Ивана Петрова, рост индекса ожидаемых изменений личного материального положения обусловлен тем, что благодаря активной государственной политике работающие граждане, особенно представители госсектора и социально не защищенного населения, уверены в росте доходов.
Рост индекса благоприятности условий для крупных покупок обеспечивается за счет высокой ключевой ставки центробанка, которая формирует уверенность потребителей в необходимости приобретения товара в текущий момент, так как позже товар будет дороже, а также в связи с разрывом сервисных услуг с европейскими партнерами, что требует замены, а не ремонта техники длительного срока эксплуатации.
«Говоря о прогнозе, следует отметить, что, если ключевая ставка осенью не понизится, то произойдет перегрев экономики с негативным изменением макроэкономических показателей, в том числе из-за снижения индекса потребительской уверенности населения. Также на индекс потребительской уверенности негативное влияние окажет трансформация системы льготной ипотеки», — указывает Иван Петров.
Исследование НИУ ВШЭ подготовлено в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований вуза. Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. В обзоре использованы результаты ежеквартальных опросов более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше, проводимые Федеральной службой государственной статистики (Росстат). Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации, личном материальном положении, сбережениях и других аспектах формирования потребительской уверенности.