Руководитель комитета по глобальным проблемам и международной безопасности научно-экспертного совета Совета Безопасности РФ
Не секрет, что уже не одно десятилетие природные ресурсы африканских стран эксплуатируются транснациональными корпорациями в интересах западных стран. Это важнейший элемент неоколониализма, когда бывшие метрополии снимают сливки с добычи полезных ископаемых, не неся никакой ответственности за возрастающую нищету африканцев. На африканском континенте находятся 19 из 20 беднейших стран мира. Все это происходит при «поддержке» контролируемых Западом Бреттон-Вудских институтов, погружающих Африку в порочный круг долговой зависимости. Сейчас 75% инвестиций в горнодобывающую отрасль поступает от иностранных компаний. ООН же «кормит» африканцев Целями устойчивого развития и «зелёной» повесткой дня, которые не учитывают реальных потребностей развития африканских стран и усиливают их технологическую зависимость от Запада.
Никакого «мирного дивиденда» от окончания холодной войны Африка не получила. Хищническая эксплуатация природных ресурсов континента продолжалась с удвоенной силой в рамках глобализации. Момент, когда огромные финансовые средства могли бы быть направлены развитыми странами на развитие Африки, был бездарно упущен. Теперь у западных стран клубок собственных проблем, включая миграционный приток, в том числе из африканских стран. Западные элиты под фальшивыми предлогами «российской угрозы», борьбы с «наркотерроризмом» и т.п. вошли в привычную для себя колею милитаризации, даже если для этого приходится влезать в долги.
Африке приходится полагаться на собственные силы и своих традиционных друзей, первой в числе которых исторически является Россия. Как отмечал ректор Горного университета Владимир Литвиненко, в пересчете на природные богатства каждый африканец, а их сейчас 1,55 млрд человек, в 12–15 раз богаче европейца или американца. Суверенитет над природными ресурсами — это тот рычаг, который в состоянии решить проблемы развития всего континента, не только вытянуть его из нищеты, но и создать средний класс, что повысит покупательную способность африканцев и сделает их страны по-настоящему привлекательными для внешних инвестиций.
Для решения этой задачи нужно создать свои высококвалифицированные кадры. Но образовательный процесс должен быть сопряжен с реальным развитием, что, собственно, происходило в ходе советской индустриализации. Разумеется, необходимо создать эффективный механизм госрегулирования, включая геологоразведку, для которой тоже нужны национальные кадры, чтобы иметь реальное представление о своих природных богатствах, ведь опыт показывает, что полагаться на данные западных правительств и компаний не приходится.
Весь комплекс этих проблем призвано разрешить российско-африканское сотрудничество в области недропользования. Ключевыми механизмами здесь служат созданный на базе Горного университета и действующий под эгидой ЮНЕСКО Международный центр компетенций в горнотехническом образовании и его соглашение с Ассоциацией африканских университетов, подписанное в ходе Сырьевого диалога. Ассоциация — это почти 400 университетов в 46 странах Африки. Соглашение обеспечит рамки обмена передовым опытом для повышения качества образования в области управления минеральными ресурсами.
Одно из препятствий для повышения эффективности сотрудничества — проблема признания российских дипломов в Африке. Она постепенно решается. В России обучаются 35 тыс. студентов из Африки, и их трудоустройству на родине способствуют договоры о взаимном признании дипломов о высшем образовании, которые уже заключены с 31 из 54 африканских стран.
По итогам Сырьевого диалога принята Декларация, в которой намечены приоритеты и пути обеспечения сырьевого суверенитета африканских стран. В числе принципов такого партнерства — суверенитет и взаимное уважение, взаимная выгода и справедливое распределение доходов от разработки недр, обмен знаниями, ноу-хау и передовыми технологиями для перехода от экспорта сырья к созданию полных производственных цепочек с высокой добавленной стоимостью на самом африканском континенте, инвестиции в человеческий капитал.
В качестве ключевых направлений совместной работы указаны развитие минерально-сырьевого комплекса и индустриализация, включая создание «зеленых коридоров» для приоритетных инвестиций; создание совместных научно-исследовательских центров и лабораторий и проведение ежегодной Российско-Африканской научной экспедиции для изучения минерально-сырьевого потенциала. Для обеспечения непрерывности запущенного Сырьевого диалога стороны решили придать ему статус постоянно действующей отраслевой платформы. Правительству Российской Федерации предложено рассмотреть вопрос о создании Координационного офиса, наделив его «функциями по аккумулированию информации о совместных проектах, оказанию комплексной поддержки бизнесу и выработке согласованных позиций».
Можно сказать, что проявился реальный план по второму Освобождению Африки, в котором решающая роль будет принадлежать самим африканским странам и России, которая задаст справедливые «правила игры» для внешних игроков, стандарты, которые обеспечат переход континента от преимущественно сельскохозяйственной модели развития к индустриальной, от «помощи на цели развития» к равноправному партнерству. Понятно, что Западу придется потесниться и сократить потребление природных ресурсов, которые не должны быть дешевыми, а служить источником роста благосостояния народов Африки. Мировое развитие, которое завело в тупик западное доминирование, только выиграет от такого российско-африканского партнерства.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag