— Какой ресурсной базой располагает сегодня Россия?
— Мы занимаем первое место по запасам природного газа. Они составляют 22,3% от мировых запасов. Запасов никеля у нас 21,2%, золота — 22%, алмазов — 51%. По ним мы тоже занимаем первые места в мире. По запасам угля наша страна находится на четвёртом месте, а по нефти на пятом.
При нынешнем уровне добычи обеспеченность России запасами нефти составляет порядка 60 лет, а газа нам хватит более чем на 100 лет.
У нас стабильное воспроизводство запасов углеводородного сырья. По результатам государственной экспертизы запасов углеводородного сырья за 2023 год установлен прирост как запасов нефти с учетом конденсата (на 550 млн тонн), так и газа (на 705 млрд куб. м).
В 2023 году в стране было открыто 43 месторождения нефти и газа. Наибольшее количество открытий приходится на Приволжский федеральный округ — 35 месторождений, два месторождения открыты в ХМАО, по одному — в Томской и Иркутской областях.
Отдельно стоит отметить крупное нефтегазоконденсатное месторождение, обнаруженное на шельфе Каспийского моря. Там балансовые запасы составили 8,4 млн т нефти, 136 млрд куб. м газа и 24,3 млн т конденсата.
Крупный прирост балансовых запасов золота в 2023 году был на месторождении Олимпиадинское — 449,2 т и на Култоминском месторождении — 64,9 т золота.
— Зачем нужна единая система экспертизы и оценки запасов со странами БРИКС и что может предложить наша страна?
— Экспертизу Роснедр и Госкомиссии по запасам полезных ископаемых признают одной из самых авторитетных в мире.
Одной из главных составляющих системы признания оценки запасов являются эксперты. Аккредитацию экспертов в области оценки запасов полезных ископаемых в большей части мира осуществляют экспертные сообщества. Экспертные сообщества, которые признаются финансовыми институтами всего мира, контролируются США, Канадой, Великобританией и Австралией, что позволяет этим странам вмешиваться в ресурсную политику других государств и формировать мировой рынок ресурсов в собственных интересах.
Поэтому справедливая оценка и экспертиза запасов полезных ископаемых в интересах всех стран, требует не только взаимного признания классификаций, что возможно делать через рамочную классификацию ООН, но и через установление равных профессиональных требований ко всем экспертам в мире, независимо от национальной принадлежности. Так, эксперт признанный, например, в Китае или в России, должен признаваться и всеми другими странами, в том числе входящими в БРИКС.
Для того, чтобы такая система заработала, необходимо создать профессиональные сообщества экспертов, деятельность которых регулировалась бы государствами на единых межгосударственных правилах.
Сейчас Россия является лидером и объединяющей силой в создании справедливой и объективной системы экспертизы запасов, которая основана на взаимном признании классификации и экспертов всех стран мира, на критериях профессионализма и компетенции, а не на снобистских понятиях доминирования имперских амбиций отдельных стран.
Для скорейшего продвижения идей справедливой оценки запасов Роснедра разработали законопроект, учитывающий в том числе и создание признанного государством института экспертов.
Принципы, отраженные в законопроекте Роснедр, положены и в основу модельных требований к международно-признанным экспертам. Они представлены для рассмотрения и утверждения Европейской экономической комиссии ООН. Эти модельные требования прошли предварительное одобрение межправительственным советом стран СНГ в области геологии. Мы полагаем, что этот документ в случае его принятия странами БРИКС может стать фундаментом новой справедливой системы оценки запасов полезных ископаемых. Это может стать действенным принципом мягкой силы и позволит странам БРИКС уменьшить влияние коллективного Запада и обрести ресурсный суверенитет.
— В рамках БРИКС предполагается создание общего рынка торговли углеродными квотами. Как вы оцениваете потенциал России для захоронения углекислого газа, и какие возможности открываются для международного сотрудничества в этой связи?
— У нашей страны наибольший потенциал в мире по захоронению углекислого газа в осадочных бассейнах — 1291 Гт, из них 10 Гт приходятся на истощенные газовые залежи. Они идеально подходят для захоронения углекислого газа. Такие объемы могут позволить нам не только утилизировать собственные выбросы, но и помогать нашим странам-партнерам.
Важно понимать, что, говоря о захоронении углекислого газа, мы говорим не об утилизации, а о хранении с перспективами дальнейшего использования — системе CCUS (Carbon Capture, Utilization and Storage).
Наши хранилища и развитая нефтегазодобыча позволяет нам активно развивать эту систему. Но необходимо совершенствование нашей нормативной правовой базы и гармонизация с международными стандартами.
Китай сегодня обладает большим опытом и амбициями в реализации проектов CCUS, а также широким набором мер государственной поддержки. Некоторые из них было бы возможно применить и в России. В рамках БРИКС мы могли усилить взаимодействие с китайскими специалистами, имеющими опыт как в улавливании, так и в захоронении углекислого газа.
— Какая нормативная база создана в России для реализации подобных проектов?
— Были внесены изменения в закон «О недрах» в части видов пользования недрами, выдачи лицензий на строительство подземных сооружений, в том числе на размещение углекислого газа. В марте года вступят в силу изменения, которые позволят недропользователям строить и эксплуатировать подземные сооружения для размещения углекислого газа.
В Роснедрах была создана рабочая группа по разработке мероприятий по созданию условий для формирования системы оборота углекислого газа в России. В ней были разработаны методические рекомендации по подготовке проектной документации на осуществление работ по геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для размещения в пластах горных пород диоксида углерода, а также методические рекомендации по обоснованию выбора участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для размещения парниковых газов.