Интервью

«Ручная очистка остается главной технологией ликвидации разливов нефти»

Как убирают мазут с пляжей Кубани

«Ручная очистка остается главной технологией ликвидации разливов нефти»
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Ликвидация последствий крушения двух танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 г. может затянуться из-за продолжающихся выбросов мазута на месте происшествия и отсутствия современных технологий нейтрализации подобных ЧП.
Александр Коршенко
Александр Коршенко

Заведующий отделом мониторинга морской среды Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова

Разлив нефти близ побережья Краснодарского края уже несколько недель точно повторяет техногенную катастрофу, произошедшую в Керченском проливе в ноябре 2007 г. Тогда виновником загрязнения стал расколовшийся надвое танкер «Волгонефть-139». Это судно той же серии, что и танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», из-за крушения которых 15 декабря 2024 года в море вылилось 3700 тонн мазута. О той аварии коллектив авторов под моей редакцией выпустил в 2011 г. монографию «Oil spill accident in the Kerch Strait in November 2007» по результатам исследования социально-юридических, химических и биологических последствий ЧП.

К сожалению, за прошедшие 17 лет в технологии ликвидации разливов нефтепродуктов ничего не изменилось. Как в 2007 г., так и в 2025-м, единственным способом устранения последствий подобных ЧП остается ручной сбор мазута с берега. В 2007 г. к ликвидации последствий были привлечены около 2500 человек, гражданских и военных.

В 1981 г. во время разлива 16 тыс. тонн мазута из танкера «Глобе Асими» у порта Клайпеды главными ликвидаторами загрязнений на пляжах Паланги тоже были люди и трактора.

В каждом порту существует план действий на случай подобных ситуаций. Но это точечные, локальные планы, которые не охватывают более масштабные в географическом плане происшествия, каковым является нынешний разлив нефти. Кроме того, эти планы направлены на ликвидацию последствий утечки нефтепродуктов непосредственно у берега и не касаются разливов, произошедших в открытом море.

Ликвидация последствий таких ЧП осложняется непредсказуемостью развития ситуации. Тяжелые нефтепродукты, такие как мазут, при спокойном море сразу оседают на дно, однако при штормовом ветре и волнении их может разбрасывать на сотни километров вдоль побережья, и места этих выбросов зависят от направления ветра, которое постоянно меняется. Именно этот сценарий мы наблюдаем сейчас.

Нынешняя авария отличается от аварии 2007 г. тем, что тогда почти весь объем мазута вылился в море сразу, из-за чего было проще локализовать его распространение акваторией вокруг Керченского и Таманского полуостровов. Но груз из танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» продолжает выливаться на протяжении уже четырех недель. Из-за перемены ветра нефть разгоняется на обширные территории. Южный ветер гонит загрязнения в направлении Ялты, мыса Херсонес и далее до Евпатории; северный ветер гонит их к Туапсе и далее к Сочи, а также в центральную часть Черного моря. Несколько групп ученых в разных профильных институтах Москвы и Севастополя специально занимаются расчетом траектории движения пятна нефтяного разлива под влиянием ветра, течений и других факторов.

Еще в 2006 г. в Государственном океанографическом институте был создан программный комплекс SPILLMOD, являющийся математической моделью эволюции морских разливов нефти. Отличительной чертой модели является возможность рассчитывать поле толщины нефтяного загрязнения при наличии контактных границ с учетом процессов растекания и выветривания.

Обнадеживающим фактором является то, что подобные разливы нефти постепенно абсорбируются морем естественным путем. Тяжелые фракции оседают на дно и погружаются на большие глубины, которые в Черном море ниже 250 м всё равно биологически мертвы, поэтому экологического ущерба они причинить не могут. Легкие фракции — нефтяная пленка на поверхности воды — достаточно быстро, в течение месяца, испаряется под воздействием солнечного света и ветра.

Главными пострадавшими от подобных разливов оказываются морские птицы и люди, которые тратят силы и средства на ликвидацию последствий. Но говорить о том, что купальный сезон на Черноморском побережье Кавказа в этом году не состоится, я думаю, преждевременно. Полугода должно хватить, чтобы прибрежная полоса была очищена от мазута как руками людей, так и в ходе естественного биохимического процесса. После аварии 2007 г. через год-полтора никаких следов загрязнения на Тамани и в Керчи уже не наблюдалось — за исключением каменистых участков, где мазутные пятна могут сохраняться годами.

Единственное, что может испортить летний сезон — если из затонувшей «Волгонефти» мазут будет вытекать еще несколько месяцев. Тогда на самом деле времени на очистку акватории и побережья может не хватить.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 25 ноя 00:00
Как экологические и агропромышленные проекты ведут страну к достижению национальных целей
Мнения, 13 фев 18:05
Как может развиваться диалог президентов после первого разговора
Мнения, 13 фев 10:33
Каким видят европейцы многополярный мир
Мнения, 11 фев 13:40
Директор Лиги безопасного интернета об онлайн-угрозах
Свежие материалы
Банк России отправил в коррекцию акции и облигации
Финансы,
Решение ЦБ не помешал Индексу Мосбиржи установить многомесячный рекорд
Повышение откладывается
Финансы,
ЦБ не стал менять ключевую ставку, но риторика осталась жесткой
Британское правительство метит в яблочко кибербезопасности
Технологии,
Зачем от Apple требуют ключи доступа к iCloud