• USD Бирж 1.08 -10.22
  • EUR Бирж 12.61 -85.9
  • CNY Бирж 28.47 --15.82
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.12 91.31
  • EUR ЦБ 98.31 98.47
20 лет истории
Cобытия

«Важно зафиксировать прогнозную экономику проекта»

Мнения
«Важно зафиксировать прогнозную экономику проекта»
Фото: Майя Жинкина/Коммерсантъ
При реализации крупных и сложных проектов банки-кредиторы зачастую становятся партнерами их инициаторов не только на инвестиционном этапе, но и в процессе операционной деятельности после запуска. Об опыте и принципах проектного финансирования ВТБ рассказывает руководитель блока корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ Виталий Сергейчук.
Виталий Сергейчук
Виталий Сергейчук

Руководитель блока корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ

— В каких случаях ВТБ прибегает к проектному финансированию?

— Мы обращаем внимание на ряд критериев, соблюдение которых необходимо для того, чтобы он стал успешным. Среди основных — наличие профессиональной команды менеджеров с опытом в соответствующей отрасли, понимание всеми участниками возникающих сопряженных рисков и проработанная стратегия управления ими. Немаловажным является и наличие необходимого объема собственных средств, которые акционеры инвестируют в проект.

Безусловно, если мы видим интересную, социально значимую инициативу, которая позволит существенно повысить качество жизни людей в определенном регионе, то совместно с другими участниками рынка, включая ВЭБ.РФ, готовы предлагать максимально гибкие инструменты поддержки. Например, механизмы, которые учитывают ограниченный объем средств со стороны инициаторов проекта.

Механизм проектного финансирования эффективнее всего использовать, когда есть возможность с высокой степенью надежности зафиксировать прогнозную экономику проекта и обеспечить рентабельность инвестиций банка.

Команда ВТБ накопила уникальный опыт реализации проектов в горно-­металлургической, транспортной, энергетической отраслях. Когда мы беремся за их финансирование, то становимся не просто инвестором, а абсолютно полноценным партнером, вовлеченным в процесс решения широкого спектра задач, возникающих как на инвестиционном этапе, так и в процессе операционной деятельности проекта. Нам важно не только полностью реализовать проект, но и быть уверенными, что в дальнейшем он будет эффективно работать, создавать добавленную стоимость для региона и местных жителей, приносить ощутимую пользу обществу.

ДЕТАЛИ

Примеры инфраструктурных проектов


Портовый проект «ВаниноТрансУголь» в Хабаровском крае успешно запущен в промышленную эксплуатацию в конце 2020 года. Общий объем инвестиций — более 40 млрд руб. Совместно с ВЭБ.РФ одобрено включение в периметр финансирования проекта объектов социальной инфраструктуры для проживания более 200 семей сотрудников порта. Сейчас банки и участники проекта прорабатывают фактически удвоение его перевалочной мощности.

Участок платной автомобильной дороги, связывающий город Уфа и федеральную автодорогу М‑5 «Урал», в Республике Башкортостан. Проект близится к завершению этапа строительства, ВТБ финансирует его также вместе с ВЭБ.РФ. Бюджет проекта превышает 42 млрд руб.

Помимо критически важной сейчас роли в перенаправлении логистических потоков на Восток и расширении экспортного потенциала страны, подобные крупные инфраструктурные проекты играют и значимую социальную роль: создают новые высокооплачиваемые рабочие места, стимулируя закрепление населения в этих регионах.

— Как вы оцениваете качество нормативной базы проектного финансирования?

— Банковское сообщество находится в постоянном диалоге с представителями Правительства РФ и профильными государственными институтами. Мы прорабатываем изменения в нормативной базе, в том числе с учетом текущей рыночной конъюнктуры. Считаем, что правительство и ЦБ РФ своевременно и успешно адаптируются к изменившемуся рыночному ландшафту. Безусловно, во время реализации крупных проектов у участников процесса появляется возможность понять, что можно изменить, улучшить. По многим направлениям уже ведется активная работа. С точки зрения банков хотели бы выделить следующие предложения:

  • снижение норм резервирования и нагрузки на капитал банков. Например, возможность при расчете риска на группу связанных заемщиков не включать акционера (спонсора) проекта и проектные компании, относящиеся к сегменту проектного финансирования, в группу связанных заемщиков в случае, если условия финансирования не предполагают наличие инструментов прямого регресса на акционеров (спонсоров) проекта;
  • улучшение эффективности и снижение транcакционных издержек для банков при кредитовании концессионных соглашений. Считаем, что в случае финансирования крупных инфраструктурных проектов, концедентом (публичной стороной) по которым выступает государство, можно и дальше двигаться в направлении признания риска по таким кредитам близким к суверенному;
  • использование механизма ГЧП для реализации проектов в промышленности. В условиях санкционных ограничений Правительство РФ выделило перечень приоритетных отраслей, которые позволят обеспечить технологический суверенитет России. Эти проекты сопряжены со значительными рисками в связи с уходом с российского рынка лицензиаров, поставщиков оборудования и подрядчиков. Чтобы стимулировать участие негосударственных инвесторов в таких проектах, необходимо взять за основу положительный опыт применения механизма ГЧП в инфраструктуре. Он позволяет обеспечить высокое качество реализуемых объектов на всем жизненном цикле за счет того, что доходность вложений инвестора связана с эксплуатационными показателями объекта. Привлечение частного инвестора позволяет государству разделить риски, повысить операционную эффективность и снизить государственные расходы на управление и контроль проекта. ВТБ — пионер отечественного рынка государственно-­частного партнерства, и мы уже реализовали такие знаковые объекты, как Западный скоростной диаметр, модернизация «Пулково», строительство двух участков скоростной автомагистрали М-11 и другие.

— Как вы видите дальнейшее развитие инструментов Фабрики?

— Мы очень рассчитываем на продолжение правительственной поддержки инструмента хеджирования роста процентной ставки, в том числе в рамках «Фабрики проектного финансирования». Безусловно, растут не только масштабы проектов, но и социальный и бюджетный эффекты от их реализации, и наличие такого механизма дает возможность финансирования развития инфраструктуры и промышленности.

ДЕТАЛИ

Фонд акционерного капитала ВТБ


В декабре 2023 года в партнерстве с ВЭБ.РФ мы зарегистрировали Фонд промышленных и инфраструктурных инвестиций объемом 50 млрд руб., треть паев принадлежит ВЭБ.РФ, две трети — ВТБ. Решения по инвестированию в проекты будем принимать единогласно.

В этом году планируем отобрать проекты для фонда и начать финансирование пилотных сделок. Пока мы смотрим на такие отрасли, как нефтепереработка, газохимия, горнорудная промышленность, но в перспективе готовы работать и с другими секторами — инвестиционная декларация фонда достаточно широкая.


Материалы по теме:
Мнения, 18 мар 09:00
Как денежно-кредитная политика влияет на экономическую активность и доходы населения
Мнения, 6 мар 07:36
Как устроены механизмы проектного финансирования в России
Свежие материалы
Хороший специалист границ не видит
В мире,
Почти 800 млн квалифицированных работников по всему миру ищут работу за рубежом
Владимир Путин вступил в должность президента России
Общество,
Состав нового правительства Дума рассмотрит в ближайшие дни
Продовольственная безопасность в опасности
В мире,
Все больше стран ограничивают экспорт сельскохозяйственной продукции