Интервью

От новостей ждут чуть больше правды

Во всем мире большая часть населения перестала доверять новостным сообщениям

От новостей ждут чуть больше правды
Фото: Freepik
Многих журналистов и редакторов волнует, доверяют ли люди новостям — от этого часто зависит само существование того или иного издания. Безусловно, в разных странах есть свои нюансы, но в целом доверие к новостям во многих случаях часто не зависит от пола, возраста, дохода и образования человека и даже его политических взглядов. Как говорится в исследовании Reuters Institute и University of Oxford, в 2024 г. только 40% респондентов в 47 странах, где проходили опросы, заявили, что доверяют публикуемым новостям.

Почти все новостные репортажи неявно призывают общественность доверять им, пишут авторы исследования Расмус Нильсен и Ричард Флетчер. По сути, все СМИ хотят заставить людей верить в то, что «мы действительно разговаривали с источниками, которые упоминаем, они действительно сказали то, что мы цитируем, и данные, которые мы приводим, достоверны». Но в более широком смысле это означает: «Наше редакционное мнение о том, что освещать, с кем разговаривать и на какие данные полагаться, является обоснованным, так же как и наше представление о том, что мы ищем, и наши мотивы».

Общественное доверие — это не то же самое, что правдивая передача информации. Иногда люди доверяют отдельным лицам и учреждениям, которые на самом деле не заслуживают доверия. А иногда они не доверяют тем, кого могли бы при ближайшем знакомстве счесть заслуживающими доверия.

Доверие к новостям часто сильно зависит от политического контекста, коррелирует с межличностным доверием и доверием к другим институтам общества. В некоторых странах и на уровне отдельных СМИ доверие часто связано с политической пристрастностью граждан.

В рамках опроса респонденты высказывали мнение о возможных факторах, которые могут повлиять на доверие к новостям. В их числе длительность существования того или иного СМИ, высокие журналистские стандарты, дает ли журнал или газета негативную информацию и в какой степени, предвзятость, частые преувеличения или стремление к сенсациям, прозрачность создания новостей, совпадение ценностей с целевой аудиторией, а также честность в передаче информации.

Данные по 47 странам, подчеркивают авторы исследования, неизбежно содержат много деталей и вариаций, но различий меньше, когда речь заходит о прозрачности и справедливом представлении информации. В целом мнения людей из разных стран о том, что для них важно, схожи.

Если, например, сравнить молодых респондентов (в возрасте до 35 лет) с респондентами старше (35 лет и более), различия будут довольно небольшими. К примеру, более обеспеченные, высокообразованные, пожилые и придерживающиеся правых взглядов люди с большей вероятностью будут настаивать на важности справедливого представления информации в СМИ. И это противоречит образу недовольных молодых обиженных жизнью левых — принято считать, что именно они не доверяют информации, но это не всегда так.

Сегодня среди молодых людей в возрасте до 35 лет новостям верят 37%, старше 35 — 42%. Новостям верят 47% людей с высоким уровнем доходов, 42% — со средним и 36% — с низким уровнем доходов. 35% опрошенных с низким уровнем образования доверяют новостям, как и 45% людей со средним и высшим образованием.

Как правило, молодые люди, люди с низким доходом и люди с более низким уровнем формального образования склонны меньше доверять новостям. Впрочем, эти группы также часто и не являются целевой аудиторией для средств массовой информации.

Как констатируют авторы исследования, обеспечение доверия к новостям требует от СМИ различных подходов к разным слоям общества.

Во-первых, большинство людей придерживаются в целом схожих взглядов на то, каким новостным изданиям доверять: их привлекают прозрачность, высокие стандарты, свобода от предвзятости и справедливое отношение к людям. Задача новостных СМИ состоит в том, чтобы показать, что они соответствуют этим ожиданиям.

В некоторых странах на доверие к новостям в значительной степени влияет политика, и доверие людей к отдельным новостным брендам часто зависит от того, соответствует ли редакционная политика их собственным политическим ценностям (или, по крайней мере, не противоречит им).

Во-вторых, у значительного меньшинства, имеющего отдаленное отношение к политике, доверие к новостям намного ниже, многие из них менее четко представляют, что может помочь вызвать их доверие. То же самое касается группы респондентов, которые не интересуются политикой — таких насчитывается более трети.

Задача новостных СМИ состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение и убедить таких людей в том, что новости привлекательны, интересны и достаточно важны, чтобы на них потратить время. И со временем заслужить доверие потенциальной аудитории.

Современные массовые коммуникации все еще выступают фактором формирования общественного мнения, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин. Причем, указывает он, особая роль по-прежнему принадлежит телевидению и радиовещанию: постепенно утрачивает свои позиции пресса, взамен которой приходят средства массовой информации, сосредоточенные в интернете (социальные сети, форумы и пр.).

У большинства сохраняется скептическое отношение к информации в интернете, отмечает Алексей Костин. Узнав что-то в сети, люди часто спешат послушать радио или посмотреть новости по телевидению, хотя ведущий может сразу предупредить: «Только что мы получили сообщение от агентства новостей...» В том числе поэтому люди уже привыкли к использованию нескольких источников получения информации.

Так что СМИ по-прежнему остаются важнейшим фактором трансляции, ретрансляции и поддержания мифов. Они обладают ресурсами, позволяющими не только быть каналом доставки мифов до потребителя, но еще и источником их создания. В большинстве своем массовая аудитория, заключает эксперт, не в состоянии критически анализировать и оценивать ту информацию, которую предлагают различные источники информации (телевидение, радио, интернет-ресурсы и пр.). И это дает возможность влияния на общество.

«Информация еще никогда не была настолько доступна людям. Мы имеем возможность потреблять новостной и развлекательный контент практически в любом месте и в любое время», — указывает старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Анастасия Казун. На первый взгляд, легкий доступ к новостям и широкий выбор доступных источников являются для человека благом. Однако это далеко не всегда так, полагает эксперт.

Выбирая товары из большого числа вариантов, люди часто сомневаются в принятом решении и не всегда удовлетворены им, объясняет она. В области потребления информации есть такие же закономерности: многообразие доступного контента заставляет нас сомневаться, кому и чему можно доверять, что из доступных нам медиапродуктов заслуживает внимания. Поток информации становится все больше, а часов в сутках и способностей к осмыслению фактов не прибавляется. Это приводит к возникновению информационной перегрузки.

Усталость от новостей также связана с их негативным уклоном, полагает Анастасия Казун. Информационный контент сфокусирован на трагедиях, катастрофах и неприятных происшествиях. Хорошие новости встречаются редко и обычно посвящены не очень значимым вопросам, например, взрослению панды Катюша в Московском зоопарке. Таким образом, информационный поток слишком широк, в нем сложно ориентироваться, а потребление новостей приносит преимущественно негативные переживания. Логично, что в таких условиях люди начинают избегать новостей или ограничиваются их беглым просмотром «по диагонали».

Во многих странах мира более трети населения пытается ограничить потребление новостей. Осенью 2022 г. в России 41% граждан старались реже слушать новости, чтобы избегать негативных эмоций.

В условиях избытка информации внимание человека оказывается ограниченным ресурсом, за него возникает конкуренция, рассказывает Анастасия Казун. Медиаресурсы начинают адаптировать контент под взгляды своей целевой аудитории, — ведь мы все предпочитаем новости, которые соответствуют нашим убеждениям, и не доверяем информации, которая им противоречит. В результате в медиапространстве оказывается большое количество некачественного контента с кликбейтными заголовками. Все это подрывает доверие потребителей.

В итоге человек выбирает одну из стратегий: отказаться от новостей вообще и «жить своей жизнью», доверяя тому контенту, что соответствует его картине мира, или, сознавая ограниченность доступной ему информации, частично полагаться на ее отдельные фрагменты.

Еще одной причиной снижения доверия к новостям является активная публичная дискуссия о фейках, добавляет Анастасия Казун. Отдельные исследования показывают, что публичная дискуссия о проблеме фейков не повышает точность их распознавания, зато снижает доверие к корректно представленной достоверной информации. «Принимая все это во внимание, удивляет не то, что люди не готовы доверять большей части новостей, а то, что некоторая степень доверия к информационному контенту (пусть и с примесью скептицизма) все же сохраняется», — заключает эксперт.

Материалы по теме:
Общество, 17 янв 17:38
Наша страна вошла в десятку самых интеллектуально развитых
Общество, 15 ноя 11:27
Успех человека в жизни зависит от того, на который час он заводит свой будильник
Общество, 15 окт 10:43
Россияне считают полезным экономическое и научное международное сотрудничество, а зарубежные ценности и культуру — вредными
Общество, 15 сен 10:45
Индийские работники покоряют мир и Россию
Свежие материалы
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
Мемкоины Трампов потрясли курс криптовалют
Финансы,
Биткоин и Solana обновили исторический максимум